Помощник бандита Кости Могилы предстал перед петербургским судом

25 мая  00:32 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Сорок заказных убийств. Несколько бригад киллеров. Эта старая история из девяностых ожила в декабре двадцать первого. Когда стали надевать наручники участникам банды Кости Могилы. Дело его главного помощника сегодня направили в горсуд.

Для того, чтобы глухарь был мягче, его закапывают в хорошую землю в саду на двадцать четыре часа. Так в девятнадцатом веке наставляла своих читательниц классик русской кулинарной литературы Елена Молоховец. Оказалось, для нераскрытых преступлений рецепт тоже подходит. Только срок ожидания – не сутки, а десятилетия.

– На пол лег! На пол лег! Руки за спину!

Вот так внушительно заходили к тем, кто в 90-е сам привык класть других на пол. Кого-то угрозами или паяльником, но чаще автоматными очередями и взрывами.

«Человеку выстрелили из гранатомета в дом. Приехали люди, в штатном режиме разгрузились, выставились, выстрелили и спокойно уехали. Вот и вся история», – рассказал следователь по особо важным делам Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Матвей Саулов.

«Приходил конкретный человек: вот 100 тысяч долларов. Пожалуйста, можно убрать человека? Ну, можно», – добавил сотрудник отдела по раскрытию заказных убийств Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу Михаил.

В декабре 21-го в кабинеты сотрудников «заказного» отдела угрозыска «ветераны» криминальных войн эпохи «бандитского Петербурга» приводили вереницей. Имена большинства из этих персонажей в уголовной хронике времен «лихих 90-х» особо не мелькали. Зато имя того, с кем они так или иначе были связаны, гремело по всей стране.

Константин Яковлев, более известный как Костя Могила, стоял на вершине одной из влиятельных преступных группировок. В начале 90-х его главными помощниками были Игорь Савин по кличке Кувалда и Владимир Кулибаба.

За Кулибабой пришли в декабре 21-го, вменив организацию убийства того, кто стоял с ним на одной ступени в преступной иерархии.

«К моменту реализации мы изучили уже большое количество уголовных дел и прекрасно понимали, что за Костей Могилой и Кулибабой очень большой шлейф, количество преступлений там зашкаливало», – отметил сотрудник отдела по раскрытию заказных убийств Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу Михаил.

Пока речь идет о сорока заказных убийствах. За полтора года раскрыли больше половины.

«Трупы, которых мы знаем, объективно доказанных нами, по нашему мнению, на которых мы имеем либо показания, либо какую-то иную информацию – это 26 человек», – сказал следователь по особо важным делам Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Матвей Саулов.

Двое из них – правая рука Могилы Игорь Савин и его охранник. Их пуля догнала еще в 93-м. По приказу Кости Могилы. Он узнал, что Савин организовал покушение на него. Ликвидацией Кувалды занялся Владимир Кулибаба.

Суда ждет предполагаемый киллер – Владимир Карпинский. А также Анатолий Мотыль. Кстати, его ранили во время покушения на Яковлева.

За рулем автомобиля Кувалды тогда находился Дмитрий Скворцов. Кстати, позже он дослужится до помощника замминистра МВД. А в тот день убегал под градом пуль. Устранять его, как лишнего свидетеля, как ни странно, не стали. Наоборот. Вскоре Скворцов перешел под крыло Кулибабы. Собрал бригаду киллеров, которой поручались самые серьезные убийства. В начале нулевых сменил малиновый пиджак на милицейскую форму. Сейчас в розыске.

Но куда чаще свои, ставшие неугодными руководству группировки, заканчивали жизнь от пули.

В марте 95-го в своей квартире на проспекте Славы был застрелен один из руководителей охраны Константина Яковлева. Киллеров было двое. К одному из них пришли полгода назад.

– Что надо?
– Полиция. Открываем двери.

По версии следствия, он же участвовал в похищении депутата Госдумы первого созыва Марка Горячева. В марте 97-го у Торжковского рынка его засунули в машину и увезли в неизвестность. Теперь следствие уверенно заявляет, что было потом.

«Отвезли на дачу Кулибабы. На даче Кулибабы его расчленили. В сауне. Отделили голову и кисти. Части тела без головы и без кистей, дали поручение одному из обвиняемых, отвезти это все на снегоходе, выкинуть в Финский залив», – рассказал руководитель Первого правления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Юрий Яшков.

А вот подоплека целого ряда других громких убийств еще в 1990-е лежала на поверхности. Тогда один за другим стали гибнуть люди, связанные с кладбищами, которые Костя Могила стремился взять под свой контроль.

За причастными к войнам на погосте пришли весной.

– Оружие дома есть?
– А, есть.
– Тихо, тихо, ребята, у него сердце!
– Фамилия, имя, отчество как ваше?
– Семенов.
– Чья дверь вот здесь вот?
– Сосед.
– Это коммуналка, да?
– Да.

От былых киллерских гонораров нет и следа. Теперь – только небольшая зарплата, а чаще просто пенсия.

Одной из жертв войны за погребальные доходы стал директор Южного кладбища. В 96-м его взорвали у дома на Гаврской улице. Но погибли двое.

«Может быть проще было взять пистолет и всадить человеку в голову две пули. Может быть так было проще. Но люди пошли именно таким путем: а давайте взорвем. Вот погибает случайный прохожий», – добавил следователь по особо важным делам Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Матвей Саулов.

«Буквально полгода-год квалифицированной работы, и все кладбища полностью под контролем, в зоне влияния Кости Могилы. Каждое кладбище в месяц приносило 50 тысяч долларов», – добавил сотрудник отдела по раскрытию заказных убийств Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу Михаил.

Казалось бы, почему эти преступления не раскрыли еще в 90-е? Вот же они, «ветераны» криминальных войн, все подробности рассказывают спустя десятилетия. Да вот именно, что спустя.

«Конечно, каждый говорит: «Да, ребят, если бы я кому-то рассказывал что-то об этом преступлении, завтра вы бы допрашивали кого-то о моем уголовном деле, где меня расчленили и утопили», – отмечает следователь по особо важным делам Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Матвей Саулов.

Когда угрозы распрощаться с жизнью уже нет, а вот лишиться свободы можно на многие годы, постаревшие мафиози становятся разговорчивыми. Не все. Но многие.

Но есть те, к кому сыщики пока не пришли, но, что называется, стоят на низком старте. Те, кто платил «могиловским» за чужую кровь.

«Мы, конечно, поименно знаем большую часть заказчиков тех убийств, которые были совершены Кулибабой. Там и миллионеры, и миллиардеры. У них виллы, оффшоры, любовницы, катера, яхты и все, что угодно. Но, к сожалению, мы к заказчикам пока не можем прийти в гости и их коснуться, пока Кулибаба не даст показания», – объяснил сотрудник отдела по раскрытию заказных убийств Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Санкт-Петербургу Михаил.

Был шанс, что Владимир Кулибаба это сделает, когда его судили за организацию убийства директора охранного предприятия «Каскад» Вадима Чечеля. Но десять лет назад присяжные вынесли оправдательный вердикт. Теперь он, похоже, надеется повторить былой успех. А вот в случае провала у сыщиков появится шанс дотянуться до влиятельных заказчиков.

#Костя Могила #расследование #суд #убийства