В студии программы «Утро в Петербурге» Константин Петров, научный сотрудник  Отдела Востока Государственного Эрмитажа. 

Дарина Шарова,ведущая:
Сегодня четверг, а это значит в эфире совместный проект Государственного Эрмитажа и телеканала «Санкт-Петербург» Эрмитаж. Говорим и показываем. Сегодня в центре внимания — выставка «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке».
Михаил Спичка,ведущий:
Экспозицию приурочили к 350-летию Петра I.
Дарина Шарова,ведущая:
Неужели до Петра I не было дипломатически хотношений с Китаем, и ценности из этой страны не прибывали в Россию?
Константин Петров,научный сотрудник Отдела Востока ГосударственногоЭрмитажа:
До Петра I, конечно, были контакты с Китаем. И всё, что делал Пётр и чем мы обязаны ему — китаеведение и коллекционирование предметов искусства из Китая, конечно, началось до него. Пётр не был первопроходцем в этом деле, он продолжал дело своего отца Алексея Михайловича и своей сестры царевны Софьи. Но к Петру развитие добрососедских отношений с Китаем уже достигло качественно нового уровня, были заключены первые договоры о границе и торговле с Китаем. Это Нерчинский договор 1689 года. С этих пор активная торговля с Китаем только развивалась, и всё больше и больше предметов искусства попадало в коллекции и самого государя, и его сподвижников. С этого времени началось целенаправленное и даже осмысленное коллекционирование.
Михаил Спичка,ведущий:
Правильно ли я понимаю, что большинство предметов коллекции – это подарки?
Константин Петров,научный сотрудник Отдела Востока ГосударственногоЭрмитажа:
Да, это подарки либо вещи, которые были куплены и заказаны Петром и кем-то из его сподвижников в Китае.
Дарина Шарова,ведущая:
Что главным образом дарил император Китая? Какой смысл несли эти дары?
Константин Петров,научный сотрудник Отдела Востока ГосударственногоЭрмитажа:
Подарки были очень разные. Например, после Нерчинского договора император преподнёс седло – это было пожелание мира и добрососедства в китайской культуре и замечательный набор из филигранных украшенных драконами золотых чашечек, которые были поистине царским подарком. Они были выполнены в императорских мастерских Китая.
Михаил Спичка,ведущий:
Много ли было в Петровские времена людей,которые знали китайский язык?
Константин Петров,научный сотрудник Отдела Востока ГосударственногоЭрмитажа:
Практически не было. До Петра ни академического изучения Китая, ни изучения китайского языка в России практически не было. Даже документы, которые китайский император направлял Алексею Михайловичу ещё в XVII веке, никто не мог прочитать. Они были изучены уже только вконце XVII века.
Дарина Шарова,ведущая:
Пётр Алексеевич приобретал диковинки, курьёзные бытовые предметы, различные механизмы, заводные игрушки в виде всадников. А что ещё? Аптекарские сосуды?
Константин Петров,научный сотрудник Отдела Востока ГосударственногоЭрмитажа:
Пётр в течение своих поездок в Европу мог видеть в коллекциях европейских монархов и даже в обычных европейских магазинах, аптеках использование предметов из Китая, в частности китайского фарфора. Те вещи, которые у нас представлены на выставке, это тоже произведения, заказанные в Китае. Они оформлены двуглавыми орлами специально для России, и имеют не совсем типичную для китайского фарфора форму и декор. Но гамма, в которой они выполнены, типично китайская. Цвета, которые использовались, минеральные краски, техники – всё это китайский фарфор.
Михаил Спичка,ведущий:
В коллекции есть и предметы личного гардероба Петра I?
Константин Петров,научный сотрудник Отдела Востока ГосударственногоЭрмитажа:

Да, у нас есть халат Петра. Он выполнен из ткани, которая судя повсему попала в Россию ещё в XVII веке. То есть это не были дипломатические подарки, связанные с царствованием Петра. Но такие подарки использовались для разных целей: облачения императора,священнослужителей. Одна из риз представляет интерес, потому что в её создании использована совершенно нетипичная, неподходящая для православного священника ткань с изображением дракона – существа, неимеющего никакого сакрального смысла в нашей религии, но несомненно очень важного для китайской культовой системы. Эта риза остаётся довольно курьёзным и не очень понятным предметом нашей коллекции.

Дарина Шарова,ведущая:
Но тем не менее весьма любопытным и очень красивым.
Михаил Спичка,ведущий:
Качество сохранившейся ткани – результат реставрации или это просто такая ткань?
Константин Петров,научный сотрудник Отдела Востока ГосударственногоЭрмитажа:
Нет, очень многие вещи из ткани, выполненные в XVII-XVIII веке, дошли до наших дней в прекрасном состоянии. Конечно, они подвергались реставрации, но сами вещи хорошо сохранились благодаря высочайшему качеству ткани, которая использовалась при их изготовлении.