Объединение «Parazit» вызывает ступор, как только пытаешься что-то о нём сказать. Арт-группа родилась в Петербурге 22 года назад, хотя даже спустя годы сформулировать их идеологию очень сложно. Но при этом проекты группы всегда яркие и никогда не остаются незамеченными. В галерее Марины Гисич открылась новая выставка «В поисках подготовленного зрителя».

Семён Мотолянец,участник арт-группы «Parazit», куратор выставки:
В этом проекте мы как раз размышляем о роли зрителя в художественном производстве и работе художника и это очень важно, потому что можно представить, что художник может работать и без зрителя. И часто художники говорят: основная проблема, что у нас нет подготовленного зрителя, зрителя, как надо, как мы хотели бы — восприимчивого, интеллектуального, понимающего, сочувствующего.

И художники отправились на его поиски, отобрав полотна и инсталляции, особенно близкие их 29-и авторам.

Семён Мотолянец,участник арт-группы «Parazit», куратор выставки:
Например, здесь работа 2018 года, «жостовский поднос», работа Керима Рагимова. Это какие-то ощущения. Керим работает с живописью, но в «Паразитах» иногда делает и объекты.

Новичкам в арт-группе всегда рады. Правда, каждый сталкивается с жестким требованием: выставляться с новой работой раз в две недели. Не страдает ли от этого качество?

Тимур Мусаев-Каган,участник арт-группы «Parazit», куратор выставки:
Это палка о двух концах, безусловно. И ситуация уникальная для художественной жизни. Минус в том, что художники не всегда готовят специально приготовленное для выставки произведение. Есть популярная практика, когда подбирается что-то из имеющегося и концептуально подгоняется под формат. С другой стороны, интенсивность — как у спортсменов. Можно сравнить с постоянным состоянием хорошей физической формы и художественной формы.

В таком состоянии художественного стимула художники обращают внимание на совершенно неожиданные, непримечательные объекты повседневности.

Тимур Мусаев-Каган,участник арт-группы «Parazit», куратор выставки:
Я делаю работы на холстах крупного формата и основой для этих работ послужили маленькие безымянные поясняющие рисунки из советских книг. В основе этой идеи лежал феномен изображения как завершенного образа мира. То есть, маленькое, незначительное, практически буква в тексте — и растягивая ее до монументального формата я сообщаю ей совсем иной характер восприятия. То есть появляется, в данном случае, например феномен шкафа. Что такое шкаф? Возникает куча коннотаций, что шкаф может быть не просто шкафом, что за закрытой дверцей может что-то находиться. За открытой — что-то другое

Порой, признаются участники, работы после выставок теряются и выбрасываются, ведь многое невозможно сохранить. Но это не умаляет ценности творческого процесса.

Мария Гаврильчик,куратор выставки:
В профессиональном сообществе отношение к ним более чем серьезное, потому что сам по себе биографический путь длиной в 20 лет — это то, к чему невозможно относиться легкомысленно. Состав группировки постоянно меняется, но есть основной костяк, который держит в узде. В частности, Владимир Козин, один из лидеров группы — он совершенный мастер своего дела с совершенным статусом и имиджем. Александр Шишкин-Хокусай, работа которого тоже здесь представлена — это художник, который представлял Россию на Венецианской биеннале.

Объединение «Parazit» не раз называли собирательным портретом нашего времени: их участники приходят и уходят, но оставляют после себя свои работы как широкий диапазон энергий, собранный из разных «человеческих уделов», наблюдений и мыслей.