В Музее Мостов можно побывать в роли оператора — пощёлкать переключателями, понажимать кнопки настоящего пульта управления разводной части Биржевого моста. Нашей коллеге Ксении Сотниковой удалось сделать не только это, но и увидеть уникальные документы и чертежи.

По словам заведующей отделом «Истории мостостроенпия» Музея мостов Ирины Труновой, это настоящий пульт управления. То есть он позволял обеспечивать разводку моста с 1960 года. Он проработал больше 60-ти лет, но, сейчас, в связи с заменой самой конструкции, привода разводной части с электромеханического на гидравлический — пульт был извлечен из моста. Сотрудники музея сделали его активным. Интерактивным. Здесь переключаются сигнальные лампочки. Такие сигнальные лампочки видят механики. И как раз вот здесь на маленьком экранчике показан момент разводки. А Биржевой мост разводится особенно. Он сначала поднимается, потом конструкция откатывается и продолжается разводка.

Это уникальные документы, которые представляют ещё деревянный мост. Утвержденный проект 1960 года — перестройки моста. В проекте был мост разных вариантов — семипролетный, пятипролётный. Здесь есть и чертежи. И заключения государственной комиссии о приёмке этого моста. И паспорт этого моста. Каждый из Петербургских мостов имеет свой паспорт. Там указаны все технических характеристики. Всё про мост. Вся его история. Вот так он выглядел когда-то, до 1960 года.

Биржевому мосту этот пульт уже не вернут. И даже для того, чтобы вытащить его из моста — пришлось сначала разобрать всю конструкцию. Потому что прямо из моста изнутри извлечь его было невозможно. Чтобы так получить его в собранном виде — разобрали мост, вытащили пульт и пульт передали в музей.