Все войны одинаково бесчеловечны и чудовищны, но такова, наверное, природа времени, что чем дальше от нас события тем меньше они — повод для трагических обобщений и больше — для героических.

Сама история предстает подчас цепью сражений, эпизодами героизма и искусством войны. А оружие, отлученное временем от своей смертоносной функции, становится чистым произведением, занимает видное место в наследии культуры. Наш рыцарский зал Эрмитажа тому пример. К слову, это далеко не самое крупное представительство. Скажем, в Нью-Йоркском «Метрополитен» 11 залов, и, как и у нас, это один из самых популярных отделов музея.

Любопытно, что он недавно получил имя парфюмерного магната Рональда Лаудера. Миллиардер и филантроп передает в музей 91 объект из своей коллекции средневекового и ренессансного оружия и доспехов. В частности, в числе самых важных экспонатов искусствоведы отмечают бургиньот — это такой шлем с барельефами, защищавший голову одного из представителей римского рода Колонна, и несколько турнирных рыцарских доспехов, принадлежавших Фридриху Ульриху, герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому.

«Истории о рыцарях, королях и принцах — подростком я часами выдумывал их, бродя по залам музея. Позднее я осознал, что оружие и доспехи обладают особенной красотой и представляют собой высочайшие образцы скульптуры» — слова Лаудера, мне кажется, вполне могут применить к себе многие — люди самых разных возрастов. Для них, — очередной рассказ об экспонатах музея-заповедника «Царское Село» из уст хранителя фонда «Оружие» Глеба Арлюка.