АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

Екатерининский парк, Царское Село

В этом году исполнилось 275 лет со дня рождения Чарльза Камерона, одного из любимых архитекторов Екатерины II, выдающегося мастера русского классицизма, создателя садово-парковых ансамблей императорских резиденций в Царском Селе и в Павловске.

Камеронова галерея, архитектор – Ч. Камерон, годы постройки: 1784 – 1787   

Чарльз Камерон был представителем так называемого «археологизирующего» классицизма, так как прослыл известным знатоком архитектуры древнеримских терм. По заказу Екатерины II в начале 80-х годов 18 века он воспроизвёл в Царском Селе миниатюрное подобие римских построек. Термы Камерона включают Холодные бани, изящный павильон «Агатовые комнаты», висячий сад и прогулочную колоннаду – Камеронову галерею, непревзойдённый шедевр архитектора.     

Холодная баня с Агатовыми комнатами, Екатерининский дворец    

Ощущение древности в интерьере Агатового павильона создаёт богатая отделка натуральным цветным камнем (мрамором, яшмой, ониксом) и копии античных скульптур. Камерон был искусным мастером архитектурного декора. Созданные им в Екатерининском дворце интерьеры отличаются разнообразием использованных декоративных материалов. Агатовые комнаты были предназначены для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма.

Александровский парк, Царское Село. Китайская деревня, архитекторы – Ч. Камерон, А. Ринальди, годы постройки: 1790-е      

Последняя четверть 18 века ознаменовалась расцветом стиля шинуазри, или, в буквальном переводе, «китайщина». По всей Европе строили китайские пагоды, интерьеры дворцов оформлялись стилизованными под Восток картинами, а фарфоровая посуда вытесняла серебряную. Екатерина II, естественно, не осталась в стороне от модных веяний и приказала архитектору Чарльзу Камерону подготовить проект комплекса сооружений в китайском стиле. За основу была взята старинная голландская гравюра из личной коллекции императрицы. Строительство уголка Китая в России началось спустя 10 лет, правда успели возвести лишь 10 стилизованных домиков из 18 и обсерваторию. В Китайской деревне любил жить Н. М. Карамзин. Именно здесь он работал над своим самым знаменитым трудом — «Историей государства Российского».

Павловский дворец, г. Павловск. Павловский дворец, архитектор – Ч. Камерон, годы постройки: 1782 – 1786  

12 декабря 1777 года по случаю рождения первого внука, будущего императора Александра I, Екатерина II подарила земли в долине реки Славянка, где любила охотиться, своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. Одновременно с работами в Екатерининском дворце императрица поручила Чарльзу Камерону разработать проект резиденции наследника престола — усадьбы в селе Павловское близ Царского Села.

Любопытно, что Камерон оставался архитектором императрицы и сам в Павловском никогда не бывал. Но по его чертежам на возвышенности построили Большой дворец — воплощение палладианской загородной виллы. Екатерина II обожала архитектурное наследие итальянского зодчего Андреа Палладио, и именно Чарльз Камерон смог воссоздать его в императорских резиденциях. Правда, после 1786 года Камерон, из-за постоянных конфликтов с Павлом Петровичем, а затем и с его супругой — великой княгиней Марией Фёдоровной, отказался от работ в Павловском. В итоге, комплекс достраивал итальянец Винченцо Бренна.

Долина реки Славянки, Павловский парк. Храм Дружбы, архитектор – Ч. Камерон, годы постройки: 1781 – 1784   

Неподалёку от дворца в долине реки Славянки Чарльз Камерон создал павильон «Храм Дружбы», который стал ответным подарком Павла и его супруги Екатерине II в благодарность за эти земли. Здание возведено в псевдоантичном стиле и представляет собой ротонду, украшенную 16 дорическими колоннами. Она удостоилась самого благосклонного отзыва от Екатерины Великой, которая даже заметила, что Храм ей милее, чем самые красивые места во всей Италии. На сегодняшний день Храм Дружбы по праву считается настоящим символом Павловска, и благодаря простоте своей архитектуры является одним из самых посещаемых мест всего дворцово-паркового ансамбля, ещё одного шедевра непревзойдённого шотландского зодчего в России.