Самый изысканный фестиваль нашего города «Дягилев. Постскриптум» отмечает первый крупный юбилей – 10 лет. Его девизом и лейтмотивом является знаменитая фраза великого импресарио, брошенная им Жану Кокто: «Удиви меня!». И как некогда французский интеллектуал удивил-таки Дягилева, так и организаторы этого праздника искусств год за годом удивляют своих посетителей. Как и чем – ярчайшие моменты фестиваля за всю его историю, on и offstage – можно увидеть сейчас в Театральном музее, где проходит выставка-ретроспектива «Десять лет. Лица фестиваля». И лица эти – балет Марты Грэм, труппы Уэйна МакГрегора и Акрама Хана, орекстр Теодора Курентзиса. Свои постановки привозили Джон Ноймайер и Анжелен Прельжокаж. Всего за 10 лет «Дягилев P.S.» стал точкой притяжения лучших мировых хореографов, танцовщиков, музыкантов.

Тем временем в Мариинском театре представили новую работу весьма плодовитого петербургского хореографа Юрия Смекалова – балет-притчу «Три маски короля». Что под масками скрывается? Выясняла Дарья Патрина.

Впервые за много десятилетий мировая балетная премьера прошла на сцене Самарского академического театра оперы и балета. Это было в феврале, а уже в ноябре самарцы привезли постановку в Петербург и показали на новой сцене Мариинского театра. «Три  маски короля» – антиутопия в духе мрачного Средневековья. Впрочем, сюжеты вечные: борьба за власть, диктат толпы, выбор между добром и злом и бесплодные усилия любви.

Работу над этим балетом Юрию Смекалову пришлось начинать с мастер-классов. Со своими прогрессивными взглядами на танец он пришел в труппу, которая до тех пор исполняла только классический репертуар. Смекалов предложил самарцам освоить новую балетную лексику. И поступил тактично, смешав разнообразные техники.

Ведущей солистке самарского театра Анастасии Тетченко досталась роль злодея. Да-да, именно злодея! И балерина блестяще справляется с этой «мужской» партией! В «Трех масках короля» фьюжн – действительно главный стилистический ход. И он характерен не только для того, что происходит на сцене, но и для того, что творится в оркестровой яме. Туда, к симфоническому оркестру, спустился электронщик и саунд-дизайнер Влад Жуков. Его композиции дополняют музыку Михаила Крылова, написанную специально для балета и исполняемую в классической традиции.

В день мировой премьеры главную партию юного короля Юлия на самарской сцене танцевал приглашенный из Мариинского Владимир Шкляров. А здесь, в Мариинском, эту роль исполнил звезда самарской труппы Диего-Эрнесто Кальдерон Армьен. Имя сложное, но его стоит запомнить. Как стоило присмотреться к самарской балетной труппе, которая этой неожиданной для себя постановкой и гастролями в Петербурге демонстрирует растущие творческие амбиции.