28 октября вступил в силу закон, запрещающий использовать беспилотные летательные аппараты без регистрационного номера и разрешения на вылет. Зачем понадобилось ужесточать правила, как теперь запускать коптеры, и сложно ли получить разрешение, выяснял Антон Цуман.

«Дрон», «Коптер», «Беспилотник» – их всё чаще можно заметить над домами и улицами. И теперь им придётся летать по новым правилам. Или приземляться.

Эти кадры атаки беспилотных дронов на нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии буквально всколыхнули весь мир, показав, что будущее наступило слишком быстро. Устройства стоимостью меньше 1000 долларов обрушили нефтедобычу на миллиарды. А в прошлом году в Лондоне всего пара дронов над взлётным полем парализовали работу аэропорта Гатвик. Пилоты просто не рисковали влетать.

И все эти события подвели черту под эпохой бесконтрольного использования дронов. По всей России с 28 октября беспилотник весом больше 250 граммов не имеет права летать без регистрационного номера и разрешения на полёт. Номер выдают в Москве, в Росавиации. А разрешение на полёт — местные власти. В Петербурге — это Комитет по транспорту.

И для того, чтобы подняться в воздух, нужна целая пачка документов: заявление, копия паспорта, документ о постановке на учёт, сертификат лётной годности, допуск к эксплуатации, маршрут полёта, страховка.

Даже для авиамоделистов закон пока не подразумевает исключений. Подопечные педагога лаборатории беспилотных летательных аппаратов Аничкова Дворца Александра Матвеева создают за время обучения десятки моделей. Их нужно испытывать, дорабатывать и снова испытывать. Для чего каждый раз придётся проходить через все круги бюрократического ада. И спасти ситуацию, по мнению педагогов, может отдельная лицензия на учебную организацию. Спортсменам в этом смысле проще, у них уже появилась своя дисциплина – дрон-рейсинг. Гонки на квадрокоптерах с препятствиями. По сути, другая реальность. Управляют дронами здесь только в очках, иначе за ними просто не уследить.

Наталья Астахова — единственная девушка из списка лучших пилотов России по дрон-рейсингу. Все свои аппараты собирала вручную, с ними успешно выступала на многих зарубежных соревнованиях. Такой спортивный дрон может развивать скорость до 200 километров в час и довольно опасен в столкновении. Правда, изменения в законодательстве Наталья, скорее, приветствует.

Чтобы стать чемпионом, требуется несколько лет беспрерывных полётов. Чтобы просто оторваться от земли, достаточно пройти экспресс-курс, не выходя из магазина. Продавцов и представителей известных брендов новые правила никак не затронули. Год от года мировой рынок беспилотников оценивается в 15 миллиардов долларов и непрерывно растёт, в том числе, и в России. Но повод задуматься у импортёров всё же появился.

Но сложно отрицать, что, запретив дроны, мы лишимся не только одного из популярных хобби, но и уникальной точки взгляда на Петербург, которая до недавнего времени была доступна лишь птицам или авиапассажирам. И на творческой кухне программы «Пульс города» этот приём прописался давно и надёжно. Наш оператор, Митрофан, теперь берёт коптер чуть ли не на каждые съёмки.

И Петербург впереди не только как объект съёмки, но и как производитель и новатор в сфере разработки дронов. Василий Лукашов раньше возглавлял федерацию авиамодельного спорта — теперь управляет производством беспилотников. От чертежа до готовой модели. Эта модель например уже была успешно опробована в сфере биозащиты посевов в Узбекистане — точечно сбрасывала капсулы с хищными насекомыми для борьбы с паразитами. Но для дальнейшего развития, по мнению директора, нужно ещё преодолеть некоторые законодательные и технические ограничения.

Список того, что ещё могут делать дроны, огромен. Вот, например, в одном из китайских зоопарков дроны не только наблюдают за популяцией амурских тигров, но и заставляют хоть как-то двигаться этих порядком перекормленных кошек.

А если без шуток, законодательно регулировать использование дронов всё-таки необходимо. Но самое главное, согласно поговорке, не выплеснуть с водой ребёнка. С жесткими ограничениями нам сложно будет достигнуть уровня Сингапура, где недавно испытали коптер-аэротакси. Так что, если удастся найти золотую середину между регламентом и развитием, такое вполне может появиться и в Петербурге. Так что фраза «Полетел-ка я на работу» станет не фигуральным выражением, а вполне реальной действительностью.