Страсть, музыка линий, изящная «архитектура» человеческого тела. Движения балерин так безупречны, что каждый стоп-кадр — самостоятельное произведение искусства. Кажется, настоящая находка для фотографа. Но балетная съёмка — жанр, доступный лишь немногим профессионалам. Почему так сложно запечатлеть балетную стать? Разобраться в этом можно на выставке фотографий музея РОСФОТО. Поймать энергетику танца в объектив стремился еще в XIX веке итальянец Карл Бергамаско в своём ателье. На этих чудом сохранившихся кадрах Мария Петипа, Любовь Радина — каждая вжилась в образ на фоне сценических декораций.

ИГОРЬ ЛЕБЕДЕВ,куратор:
Карл Бергамаско, который по сути является родоначальником балетной фотографии в Петербурге, да и в России, для того, чтобы достичь мастерства какого-то серьёзного, он ездил в Париж вГранд-опера и обучался. За счёт этого он получает одно из первых званий — фотограф Императорских театров. Вы понимаете, насколько это серьёзно.

Продолжателем классической традиции с 1940-х годов был Михаил Гершман. Для фиксации гармонии образа он превращал съёмку солистов в фотокабинете в настоящий ритуал, посвящая часы только установке света. А это Валентин Самарин, легенда авангардной фотографии конца XX века. Мастер уверен: динамику и внутреннее богатство танца прямая фотография передать не способна. Для фиксации балетной грации он использовал приём совмещения негативов.

ВАЛЕНТИН САМАРИН,фотограф:
Это очень непросто. Это связано с невозможностями уловить движения, секундные изменения поз. Мой ход заключается в том, чтобы увидеть ту, другую реальность, которая скрывается в нас.

Тот самый кадр получится, если балерина танцует только для одной камеры, считает фотограф Александр Китаев. Сам же он — мастер прежде всего портретной съёмки. И сделал свою знаменитую серию «Звёзды балета», не изменяя любимому жанру. Ему удалось собрать блистательный образ примадонн Мариинского театра: Светланы Захаровой, Дианы Вишнёвой, Жанны Аюповой, Анастасии Волочковой.

АЛЕКСАНДР КИТАЕВ,фотограф:
Я говорил им: мы должны с вами сделать такую фотографию, чтобы ваша праправнучка сказала: какая моя прапрабабка была красавица. Они, балерины, привыкли, что их фотографируют во всевозможных балетных позах. Я был не против. Насколько их хватало. Я наблюдал как они исполняли разные па, а потом, когда они уставали, и тогда уже я делал те фотографии, которые хотелось сделать мне, а не им получить.

С чёрно-белых снимков смотрят самые разные артисты: в гриме и без, в прыжке и на разминке перед репетицией. Так в чём же общий секрет таких чувственных фотографий? Любовь, уверены мастера. Безмерная любовь к балету.