Из дореволюционной России до нас донеслось слово «курсистка». С одной стороны понятное, а с другой – беспомощное. Курсистка – обобщение барышни, получавшей высшее образование в России, отражает не суть обучающих процессов.

Так уж гендерно устроен язык, что новый тип  образованной женщины передавал прежде всего социально-сексуальный образ.

«Не женитесь на курсистках, они толстые как сосиски, а женитесь на медичках, они тонкие как спички». И дело не в том, что медички формально тоже курсистки. А то, что в вульгарной песенке уже тонко проводится деление, поскольку курсистками в народе именовали скорее девушек, выбравших педагогическое направление учебы. Что с другой стороны не отменяло тонкости их чувств.

Героиня Тэффи Олечка так скромна, что краснела даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на  «обнимусь». Как-то так этот образ ищу я. Хотите собственное мнение – отправляйтесь на выставку «Курсистка — имя нарицательное», открывшуюся в РОСФОТО. Одной из первых там побывала Дарья Патрина.

На улицах Петербурга они мало отличались от обычных горожанок. Форму не носили, но и шляпок к прическам не прикалывали, всегда предпочитая удобное платье нарядному. Обучение было платным, жизнь в столице дорогой. Многие слушательницы Бестужевских курсов уже во время учебы подрабатывали, давая частные уроки. А дни их пролетали на лекциях и семинарах. 

Принимали только отличниц — девушек, блестяще окончивших гимназический курс. Сословных ограничений не было, но первые десятилетия дворянки среди бестужевок преобладали. Из родных мест они привозили свидетельства о благонадежности и разрешение от родителей на обучение. Такая миграция уже сама по себе меняла отношения в обществе.

Бестужевские курсы – первый в России опыт высшего образования для женщин. Чтобы преодолеть царившие стереотипы, им приходилось быть лучшими. Университетские профессора, отличная библиотека, современное оборудование, актуальные методики. Курсов было два: физико-математический и историко-филологический. В 1906 году появился и юридический. Женщин впервые допустили к изучению общественных наук. 

Бестужевские курсы работали 40 лет, вплоть до 1918 года, а после вошли в состав государственного университета. В середине 1960-х бывшие «бестужевки» решили собрать архив. Они рассылали друг другу анкеты, обменивались фотографиями, писали воспоминания о годах учебы. В полном объеме эта коллекция была представлена лишь дважды: к 90-летию и 100-летию высшего женского образования в России. В этом году Бестужевским курсам 140. И выставка в РОСФОТО – уникальная возможность увидеть крайне редко экспонируемый архив.