Праздник был учрежден в ноябре 2011 года решением ЮНЕСКО. Джазовыми столицами ранее уже становились Вашингтон, Стамбул, Париж, Осака и Гавана. В городе на Неве ожидается наплыв самых именитых джазменов современности. Среди них обладатель 14 премий «Грэмми», американский пианист Херби Хенкок. Репортаж Юрия Щербакова.

Юрий Щербаков, обозреватель: «Так и на рейс можно опоздать. Когда еще в аэропорту услышишь джаз? Да еще и вживую? Но зато у только прибывших путешественников не остается никаких сомнений – они в столице джаза!»

А так гостей встречали на Московском вокзале. Настроение пассажирам поднимал квартет под управлением известного джазмена Евгения Пономарёва. Музыканты признаются – эксперимент необычный, но удачный!

Евгений Пономарев, музыкант: «Я как раз решил для этого специально ничего не менять, чтобы мы представили именно нашу программу. Именно в каком виде мы играем музыку в Александринском театре, именно в таком же мы играем и здесь».

В зале ожидания нет свободных мест. Пассажиры даже на минутку забыли о своих делах. И действительно, куда спешить, если здесь и сейчас звучит такая музыка?

Мультиинструменталист, композитор, бессменный лидер единственной в мире Филармонии джазовой музыки. Выпускник школы при Ленинградской консерватории – Давид Голощёкин посвятил жизнь джазу, возведя его в России в ранг высокого искусства. Петербург был обречен стать столицей джаза в нашей стране.

Давид Голощекин, народный артист России, художественный руководитель и основатель Филармонии джазовой музыки: «У нас сохраняется традиция интереса к джазу»

– Почему?
– Ну, видимо, люди такие, город, атмосфера такая, понимаете?
– Мы не можем не любить джаз!
– Мы не можем не любить джаз! Можно считать, что Петербург – столица российского джаза!

Свою любовь к городу на Неве Голощёкин уже давно выразил в музыке.

Давид Голощекин, народный артист России, художественный руководитель и основатель Филармонии джазовой музыки: «У меня есть сюита петербургская, но в свое время, в советское время, мне запретили это название! Хотели, чтобы ленинградское! А я имел в виду Петербург именно тот, старинный! Дело в том, что это 1971 год и запись нашего альбома на винил повезли как раз в Москву на художественный совет! Только он утверждал, можно выпустить диск или нет!»

– А сейчас мы будем слушать пьесу Давида Голощекина – «На солнечной стороне Невского»! Ну и хотели уже включать запись, нажать кнопку, как один из членов комиссии сказал: «Стоп-стоп-стоп – это что за название – «На солнечной стороне Невского»? А что это Голощекин имел в виду? Что есть еще и теневая?»

Клуб JFC. Середина недели. Солдаут – свободных мест нет.

– Почему джаз модный и сегодня? Почему он собирает полные залы, а ведь еще не начало даже?

Андрей Кондаков, арт-директор петербургского джазового клуба «JFC»: «Потому что это демократичная музыка, потому что музыканты разговаривают так же, как мы с вами разговариваем. Просто, языком музыки. Языком музыки, да и это очень естественное выражение своих мыслей».

– Публика у джаза – это молодежь? Взрослое поколение? Это сами джазисты или те, кто приходит познакомиться с этим направлением?

– Я думаю, она разношерстная. Вот если мы посмотрим на людей – люди самые разные. Я вижу много молодых людей, хотя есть и люди солидного возраста.

– Есть ли какая то мелодия, которая ассоциируется с Петербургом?
Женик Микаелян, вокалистка "Armenian Swifts": «Да! Это будет армянская композиция, если вы позволите, и вы сами все услышите сейчас!»

– С удовольствием!

Обладательница премий «Грэмми» за лучший джазовый вокальный и инструментальный альбомы. Терри Лин – одной из лучших джазовых барабанщиц современности доводилось играть, пожалуй, со всеми звездами джаза.

От Пулково и Московского вокзала и до самых дальних окраин – джаз у каждого свой. Участникам группы «Густой Кабак» бывает и целой сцены мало. В такие моменты они выходят в город, чтобы наполнить его своей мелодией.

– Почему джаз?

Артем Тадевосян и Николай Костерин, музыканты группы «Густой Кабак»: «Джаз в первую очередь – это должна быть свобода. Свобода выражать свои мысли посредством музыки и когда я говорю "свобода", я имею в виду свободу абсолютную».

– Столица русского джаза — это Петербург? Если нет — то… 
– А как же для нас может быть иначе? Да! Для нас это естественно так. Но я думаю, что многие страны и города могли бы сказать о своем городе то же самое!
– Есть ли какая-то мелодия, которую можно ассоциировать с Петербургом? Вот прогулка по Петербургу – первое, что в голове возникает, может сыграете?
– Давай сыграем полную импровизацию?

Юрий Щербаков, обозреватель: «Он может быть грустный и задумчивый или наоборот веселый и задорный. Джаз у каждого свой. Равно как и Петербург – свой у каждого».