Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе в Петербурге открылся международный саммит "Арктика 2018". На нём обсуждались самые актуальные вопросы освоения полярных шельфов, перспективы введения инновационных технологий в условиях Крайнего Севера.

Вот лишь несколько цифр, которые были озвучены на этом саммите. Россия достигнет пиковых значений по объемам добычи нефти в Арктической зоне в 2020-х годах. За прошлый год в Арктике была осуществлена добыча 76 млн тонн. нефти. Конечно же главная проблема – это высокая себестоимость каждого добытого барреля нефти. Но в то же время вполне очевидно – за Арктикой будущее. Там сейчас разворачивается борьба за ресурсы, за территори, за право быть там лидером и монополистом. Россия просто обречена на то, чтобы быть там в числе лидеров. 

И Петербург рассматривается как главный плацдарм для этого прорыва на Север. И сейчас в Смольном создан специальный комитет для решения этих задач. Итак, Петербург – арктическая столица страны. Красивая идея или реальность? А что это даст нашему городу? Может быть это будет еще одна точка роста для экономики нашего города и нашей, получается теперь, страны? И как сделать так, чтобы стали реальностью слова Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью и Северным океаном? Помните, как он писал про Колумба Российского, который между льдами спешит и презирает рок?

Вот с этими вопросами мы обратились к одному из самых компетентных экспертов в этой области. Михаил Кучерявый. Вице-губернатор. Или Как его иногда называют — "арктический вице-губернатор"».

Юрий Зинчук, ведущий: «Михаил Михайлович, здравствуйте! Объясните мне, петербуржцу, зачем Петербургу Арктика?»

Михаил Кучерявый, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Из Петербурга ещё со времён Петра снаряжались экспедиции для изучения арктических широт, новых земель, открытия новых островов, новых мест. Это нужно было России. Россия шагала вперёд».

– Вся наша,  в хорошем смысле слова, экспансия исторически начиналась здесь, на берегах Невы?

Здесь. Великая Императрица Екатерина II установила памятник Петру Первому. Обратите внимание, куда смотрит Пётр? Пётр ещё тогда, в те времена указывал. Россия, как сказал Ломоносов, прирастать будет севером. Россия – это и не Запад, и не Восток. Россия – это Север.

Ещё во времена Советского Союза крупнейшие  предприятия города работали для Севера, для Арктики. Выбрано это место тоже неспроста. По правую руку от меня Адмиралтейские верфи. Они занимаются строительством кораблей для ВМФ, подводных лодок и уникальных судов для Арктики. Прямо по курсу дизельный ледокол «Мурманск». Порт приписки Санкт-Петербург. Строится «Виктор Черномырдин» – ещё один ледокол.

Арктическая отрасль становится передовой. О том, что Санкт-Петербург должен стать центром управления, было принято решение лично Президентом. Это очень высокое доверие. При этом, город получает свои дивиденды. Это даст городу инвестиционные потоки для промышленности. Новые рабочие места. Нужно сказать, что Питер – динамично развивающийся регион. У нас прирост валового внутреннего продукта в городе составляет более 5%.

Арктическая зона РФ – от береговой черты 200-мильная акватория Северного Ледовитого океана – огромный территориальный анклав. Арктика становится зоной интереса многих стран. Не только России, Канады, Дании и США. Но также в арктический совет входят страны, не имеющие непосредственного выхода к Арктике: Финляндия, Китай, Великобритания, Сингапур.

– Я начинаю понимать, почему арктический кластер нужен Петербургу. И почему Петербург – единственный мегаполис в нашей стране, который может потянуть эту ношу – быть арктической столицей России. Но почему не Мурманск? Почему не Архангельск?

– Мурманск – это база, где сейчас находится атомный флот РФ. Мурманск – это передовая сторона Арктической зоны. А здесь штаб. Наш город имеет много названий. Императорская столица. Пушкин назвал нас военной столицей. Мы культурная столица. Туристическая столица. И, говорят, северная столица. Так вот северная столица выходит за пределы городской черты. Мы идём на север.

– Есть такое понятие – битва за Арктику. Она незаметна. Она идёт тихо, скрытно. Но мы это движение наблюдаем. Но вообще – зачем нам нужна Арктика? С геополитической точки зрения. Поясните мне.

– Битва за Арктику началась не вчера и не сегодня. Она продолжается уже достаточно долгий период времени. Возникают у наших международных партнёров такие мысли, что северный морской путь – это не только достояние России. Это общенародное достояние. И что через северный морской путь должны ходить ледоколы других государств. Мы чётко определяем: в Арктической зоне северный морской путь – это достояние России. Интересы других стран учитываются на основании международных договорённостей.

Север для нас весьма и весьма важен. Как кладовая и углеводородов. И био-продуктов. Это вопрос безопасности страны. То, что сейчас делает Министерство обороны, возвращая туда не только арктические части, это фактор не оспоримый и нужный в целом для безопасности страны. Сидеть дома и ничего не делать приведёт к тому, что мы останемся ни с чем. Поэтому Арктика и Арктическая зона РФ должна осваиваться, должна устойчиво функционировать. И Питер в этом плане – основной флагман. Мы свои земли никому не должны отдавать. Это наше будущее.