Искусствоведы любят повторять, что каждая выставка — это новое художественное высказывание. На выставке La Bible в галерее «Арт-банк» c непривычной стороны предстает Марк Шагал. 

Художник, распахнувший для всего мира небо над родным Витебском, с годами стал задумываться о небесах, ждущих каждого. Его литографии к Библии — оттиски мыслей о вечном. Это больше, чем просто иллюстрации. Особое понятие La livre d'artist — буквально «книга художника» — предполагает воспринимать ее как новый арт-объект. В ветхозаветные сюжеты  вглядывалась корреспондент Дарья Патрина. 

Впервые Марк Шагал задумался о подобном цикле в 20-х годах прошлого века. Но, по его же словам, тогда он еще «не видел Библию», а «только мечтал о ней». 

В начале 30-х серию иллюстраций к Ветхому завету Шагалу заказал знаменитый парижский издатель Амбруаз Воллар.  Он сам, увы, никогда не увидит этот цикл опубликованным – первая часть работы выйдет лишь в 1956 году в Америке, куда художник к тому времени переедет. В начале пути Шагал с семьей совершил путешествие по святым местам – Египет, Сирия, Палестина. Вернувшись наполненным впечатлениями, он освоил технику литографии и приступил к работе. 

АНАСТАСИЯ ШПАКОВА,экскурсовод:
«У Шагала особая философия иллюстраций. Нельзя просто передавать сюжет — тогда человек прекращает думать, размышлять, что-то от себя добавлять. Поэтом Шагал относился к иллюстрациям не как к полностью перенесенной картинке, а как к некому намеку для зрителя, чтобы зритель все прочувствовал, но индивидуально».

Мальчик из еврейской семьи, где всегда трепетно соблюдались религиозные традиции,  Шагал до конца своих дней считал Библию «самым большим источником поэзии всех времен». Его прочтение Ветхого завета сводится к удивительной простоте и человечности. Адам и Ева предстают как провинившиеся дети, а Моисей со Скрижалями похож на товарку, спешащую с рынка. 

Яркие цвета, крупные планы и двухмерное пространство, характерное для фрески и детского рисунка — главные художественные особенности иллюстраций к Библии, созданных Марком Шагалом.

В 1973 году все 105 цветных литографий были собраны под одной крышей, в музее Ниццы. Литография хороша тем, что авторских экземпляров может быть несколько. Петербургская коллекция насчитывает 62 оттиска. Такая концентрация произведений Шагала для России – большая редкость.