Долгожданное лето, три беззаботных месяца без уроков и домашних заданий. Время, чтобы отдохнуть, набраться сил и настроиться на новый учебный год. А еще: время попробовать себя в чем-то новом и открыть «Навигатор дополнительного образования». Чему можно научиться на каникулах? Где есть бесплатные занятия, и какие? И зачем вообще учиться летом? Рассказываем в специальном выпуске программы «Ключ к профессии. Летняя практика».


ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«28 тысяч программ дополнительного образования разработано в Петербурге. Кружки работают в школах, дворцах творчества, спортивных и культурных центрах. Один из способов узнать что-то новое, попробовать себя в разных направлениях – это занятия по социальному сертификату. Курс короткий курс, всего несколько десятков часов. Бесплатно. В этом выпуске программы «Ключ к профессии. Летняя практика» дети, педагоги и родители расскажут, зачем начинать учебный год ещё в августе».

Сотни мелких деталей. Миллионы идей. И одна инструкция. В этом кабинете Аничкова дворца юные воспитанники, собирая простых роботов, задумываются о создании чего-то великого. Детскую фантазию подкрепляют базовыми знаниями в области робототехники. Различать детали детей научат за короткий, интенсивный учебный курс, посвященный мобильным роботам.

ТАТЬЯНА МИРОНОВА, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Данный курс посвящен еще более узкой теме – шагающие механизмы. Робототехника бывает стационарная, бывает мобильная. И вот, подраздел мобильной робототехники – шагающие механизмы. Это те конструкции, которые опираются на бионические конструкции, которые берут за основу движения животного мира».

Задача для младшеклассников не из легких. Робот так и норовит оступиться. С балансом не всё в порядке. На таких занятиях главное – понять принцип конструирования шагающих механизмов. Для родителей летние факультативы – способ понять, а чем можно занять ребенка в учебном году?

Летит творческая мысль не на ракетном топливе, а на интересе и энтузиазме. Собрать свой космический корабль, пусть и бумажный, – дело непростое. Но под присмотром и с помощью опытного педагога хрупкая модель может стать стартовой площадкой для выбора профессии.

СЕРГЕЙ ГАРЕЗИН, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Всё начинается с детства. Мы сейчас на первой стадии, чтобы заинтересовать детей, чтобы они дальше начали технический путь в своей жизни».

Или, например, путь спортивный, творческий. В Городском дворце творчества юных направление подберут для любого возраста и склада характера.

– В контексте выбора будущей профессии сегодня дополнительное образование – это инструмент? Или для многих родителей – это ещё способ отвлечь ребенка, чтобы не бездельничал после уроков?

МАРИЯ КАТУНОВА, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Вы знаете, я думаю, что и та, и другая позиция может уживаться в одном и том же человеке, в родителе, в педагоге, в ребенке. Когда меня спрашивают: «А зачем нужно дополнительное образование?», я говорю: «Оно нужно для того, чтобы люди росли счастливыми, чтобы они занимались тем, что им нравится»».

«Навигатор дополнительного образования Санкт-Петербурга» – крупнейший путеводитель по кружкам и секциям города. В списке более 27 тысяч видов занятий, полторы тысячи организаций. Благодаря сервису дополнительное образование получили более 730 тысяч детей. Кружок можно подобрать в соответствии с возрастом ребенка, его интересами и рядом с домом. Для удобства родителей создана специальная форма для поиска и интерактивная карта.

От простых форм до замысловатых узоров. В этой мастерской шум работы десятков инструментов. Пока одни только натягивают полотно лобзика, другие уже на финишной прямой первого занятия.

АННА ЛУКАС, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Мы занимаемся тем, что хочет ребенок. Предположим, ребенок пришел, хочет создать какой-то проект для школы, он может спокойно это сделать и поучаствовать в выставках, конкурсах, показать свой результат».

Впрочем, деревянная поделка – вовсе не главный результат. Это только часть программы. Её ключевой смысл – научить школьников последовательно решать несколько задач: придумать изделие, начертить и создать своими руками.

НАДИЯ МЕЩАНКИНА, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«У ребят теперь есть гончарные круги, удобные смесители для того, чтобы наливать воду. И много каких-то маленьких деталей, которые необходимы для керамиста».

Маленькими деталями педагог с 25-летним стажем Надия Мещанкина называет и инструмент, и крепкие столы на 10 человек. Потому что мелочей в таком деле нет. Мастерская совершенно новая, в ней еще предстоит обжиться. На первых пробных занятиях – группа детей из младших классов.

НАДИЯ МЕЩАНКИНА, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Для меня очень важно, чтобы развивалось образное мышление. И ещё пространственное. Потому что дети привыкли рисовать, это доступно и легко. А вот работать и мыслить в пространстве, во-первых, помогали определенным образом созданные эскизы, и теперь это ещё можно воплотить в жизнь. Я так думаю, что здесь очень интересные навыки мышления творческого, пространственного, скульптурного».

Школьники из глины стараются сделать заварочный чайник и чашку. Занимаются бесплатно. Их родители использовали социальный сертификат.

МАРИЯ КАТУНОВА, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«На мой взгляд, это замечательная возможность для петербургских детей понять, что им интересно, чему бы они хотели научиться. И, вообще, построить свою образовательную траекторию на ближайшее время. За счет средств городского бюджета. Поскольку средства на социальный сертификат нам предоставляет город. Этой возможностью в нашем дворце воспользовались почти 2,5 тысячи детей. Это огромная цифра».

Сертификат дополнительного образования – это способ оплаты кружков и секций для детей от 5 до 17 лет включительно за счет средств городского бюджета. Есть несколько вариантов оформления сертификата. На региональном портале государственных и муниципальных услуг. Через сервис «Навигатор дополнительного образования». А также на портале Госуслуг.  Предварительно нужно выбрать желаемую секцию. Потребуется ваша подтвержденная учетная запись и личные данные ребенка. Выпуск электронного сертификата занимает около 30 секунд. Отправьте заявление и дождитесь зачисления. Заявление рассмотрят в течение 7 рабочих дней.

Летние занятия в Аничковом дворце – еще и демонстрация мастерства преподавателей. Нужно составить краткую, емкую и, главное, интересную программу для ребят разного возраста и уровня подготовки. Особенно это касается изучения иностранных языков. Да, и такие, казалось бы, школьные дисциплины, востребованы летом.

ЛИДИЯ БУШУЕВА, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Главным образом, все краткосрочные программы созданы для того, чтобы поддерживать мотивацию, интерес детей к обучению. Потому что летом времени много, школы нет, и сил, чтобы что-то изучить или прикоснуться чуть детальнее, гораздо больше».

Занятие не похоже на обычный школьный урок. Больше игры, интерактива.

Без кириллицы обходятся и на занятиях по программированию. Это направление – одно из самых востребованных и популярных. Для тренировки или получения первых навыков подобрана доступная программа. Разберется даже тот, кто впервые сталкивается с «Пайтоном».

МАРИЯ КАТУНОВА, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Дополнительное образование может начаться в любой момент, но не заканчивается никогда. Потому что, если есть интерес ребенка, если у него есть стремление заниматься, на мой взгляд, это самая большая ценность».

В полутьме сцены. Одна. Анастасия Врабий читает. Это современная детская литература. А потом на занятии обсуждение. Поговорить, о чем рассказ, представить себя на месте критика, писателя, режиссера. Это также одна из программ дополнительного образования в Городском дворце творчества юных.

МАРИЯ БЕЛОВА, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«Этот проект создан как то место, в котором ребенок может безопасно выразить своё мнение, выступить с каким-то творческим заданием на сцене. Первое, это навык проговорить вслух то, о чем он думает. Также навык работы в группе, умение договариваться друг с другом, с другими ребятами. И слышать, что говорят остальные дети».

А вот ещё одно упражнение. Дети рисуют обложку выдуманной книги. Никаких ограничений. Только фантазия. Школьники постарше вместо прогулок под ярким солнцем в зеленом лесу задаются вопросом «кем быть?».

Еще одно творческое направление в Аничковом дворце – песочная анимация. Не просто отдых и способ расслабиться, а основы мультипликации. По заранее нарисованным карандашом кадрам дети стараются вывести сцены будущего фильма.

ДАРЬЯ КАТНИКОВА, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных:
«С появлением кинематографа появилась возможность сохранять песочную анимацию. И сейчас это развилось в то, что мы мультики можем снимать путём монтажа. Либо просто прямую трансляцию делаем».

Программы дополнительного образования рассчитаны на детей до 17 лет. Техника, экология, дизайн, театр, гуманитарные и естественнонаучные программы, спорт – неполный перечень направлений.

– Дополнительное образование – с какого возраста и по какой будет полезно?

МАРИЯ КАТУНОВА, генеральный директор Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных:
«Я считаю, что дополнительное образование может начинаться очень и очень рано. Оно и сегодня начинается уже в детском саду. Чем ещё хорошо дополнительное образование, оно всё-таки помогает ребенку построить свой круг общения. Потому что то окружение интересующихся тем же самым, что и он, рядом значимый взрослый, то есть педагог, который увлечен своим делом, – это, наверное, то, что очень многим сегодняшним детям не хватает».

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«Летняя практика закончилась. Впереди учебный год. Прошедшие три месяца показали – возможность найти дело по душе есть у каждого. А дополнительные занятия – это простой инструмент отточить или приобрести навыки, раскрыть талант и, возможно, подобрать ключ к профессии».