Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Тайны, веками скрытые под шкурой, обнаружил мобильный рентген. Лошади первого российского императора, выяснили врачи, необходима неотложная помощь.
«Вот одно из повреждений, которое может оказаться опасным, — это задняя конечность лошади, и мы видим здесь — с медицинской точки зрения — это перелом», — рассказал ветеринарный врач Ленинградского зоопарка Андрей Джорогов.
Не лучше самочувствие Тирана. За 300 лет огромный пёс-быкодав подвергся атаке коварных паразитов.
«Это признак гниения древесины, то есть это разрушение. Маленькие тёмные пятнышки круглые — это каналы жуков-древоточцев», — объяснил ветеринарный врач Ленинградского зоопарка Андрей Джорогов.
Неказистый вид легендарных зверей — ценная примета времени. Пётр, следивший за модными веяниями, ещё и наш первый таксидермист.
«Если говорить, почему же они выглядят несуразно и почему у них явно пропорции нарушены, эта лошадь и эти собаки, при жизни выглядели не совсем так. Просто потому что в основе их чучела лежит деревянный макет», — рассказал заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом Зоологического музея Зоологического института РАН Антон Резвый.
То, что мастера не смогли натянуть на деревянную болванку, — отрезали. Поэтому, несмотря на имя Лизетта, пол лошади до сих пор остаётся загадкой.
«В некоторых источниках говорится, о том, что это имя могло быть и мужского рода, то есть Лизетт», — пояснил заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом Зоологического музея Зоологического института РАН Антон Резвый.
«Тут надо ждать генетиков и задавать им этот вопрос, но современные технологии позволяют определить это достаточно точно», — рассказал ветеринарный врач Ленинградского зоопарка Андрей Джорогов.
А вот служитель Кунсткамеры, Осип Беляев, еще в XVIII веке без сомнений указывал на мужской пол Лизетты. В книге «Кабинет Петра Великого…» даже описал биографию боевого товарища Петра.
«Лошадь сія есть жеребецъ Персидской породы, на которой Государь былъ во многихъ сраженіяхъ, а именно: на славной Полтавской брани, на сраженіи бывшемъ у Прута, и во всёмъ Персидскомъ походѣ». О. Беляев, «Кабинет Петра Великого…», 1793 год.
Более того, по одной из легенд, у коня есть могила. Останки Лизетты якобы покоятся под Молвинской колонной в парке Екатерингоф. После описаний того же Беляева в это охотно веришь. Коня Петра он сравнивает с Буцефалом Александра Македонского: «Лошадь Государя Петра Великаго, называемая Лизеттою, которая, такъ какъ и Букефалъ побѣдителя Асіи останется навсегда въ незабвенной памяти у потомковъ, стоитъ съ помянутыми двумя собаками въ четвероугольномъ стеклянномъ шкафѣ».
Пётр, говорят историки был хоть и суров, но сентиментален. И, назвав любимца женским именем, император сделал ему щедрый комплимент.
«Лизетта лошадь и Лизетта собака — если мы произнесем это имя на русский манер — то это будет Елизавета. Елизаветой звали его дочь, он этим именем называл не только любимую свою дочь, но и любимых животных», — объяснил заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом Зоологического музея Зоологического института РАН Антон Резвый.
Вот и получается — на одной Лизетте царь расширял империю, другую носил на руках. Тирана — брал на охоту. И он же принес в Россию любовь к котикам. Его Васька считается прародителем знаменитых пушистых хранителей Эрмитажа.
«Это были животные, которым позволялось все, позволялось ходить по документам, по картам, он их любил. А свою собаку Лизетту он увековечил в названиях кораблей, и в том, что он просто вспоминал о ней в своих письмах. В общем, Пётр своих животных очень любил», — рассказал историк Глеб Таргонский.
Так подробно эти чучела ещё не рассматривали. Их реставрировали в XIX и середине XX века, но практически в слепую. Успех современного метода сформировал очередь. Ближайшая диспансеризация ждёт куда более хрупкий экспонат зоологического музея. Ученые хотят выяснить, что таится внутри анаконды, привезённой любознательному Петру из Южной Америки.