Выстояли в осажденном городе, не сдавались на борцовском ковре, добились успехов в науке: как ставшие знаменитыми самбисты выжили в блокадном Ленинграде

27 января 2026 19:38 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
Теперь – к главной теме сегодняшнего дня. Выстояли в осажденном городе, не сдавались на борцовском ковре и добились успехов в науке. Истории ветеранов самбо, жителей блокадного Ленинграда – Анатолия Горохова и Ремира Сольницева – в сюжете телеканала «Санкт-Петербург».

Анатолий Горохов в годы войны был совсем ребенком, но на всю жизнь запомнил слова отца, который работал на заводе и чудом не погиб под обстрелом.

 «Огромная пуля. Она, наверное, отскочила от надстройки или что. Я уже не знаю. Но она вонзилась в голову отцу. Торчала из головы и ее зубами вытащил моряк. Я, говорит, если бы не выжил, то вы бы пропали», – вспоминает чемпион СССР по самбо 1963 года, кандидат биологических наук Анатолий Горохов.

Ремир Сольницев все дни блокады провел в Ленинграде. Самым жутким временем была зима 1942 года.

 «Температура была очень низкая. Голод. Много погибших. Мне в какой-то мере повезло. Рядом госпиталь был офицерский. Ну, вот кое-кто из детей к нему примыкали. Какое-то было питание», – говорит бронзовый призер чемпионата СССР 1958 года по самбо, доктор технических наук Ремир Сольницев.

Когда 17-летний Толя Горохов пришел в секцию в 1951-м, он весил всего 54 килограмма. Было трудно, но Горохов рук не опускал. Примером для всех мальчишек был тренер Иван Васильев – кавалер ордена Красной звезды.

«Невский пятачок. Он готовил разведчиков. Он был командир разведроты спецназначения. Чудом остался жив. Форсировал несколько раз Неву», – рассказывает Ремир Сольницев.

Уже через полгода Горохову по силам был любой соперник. Результат упорных тренировок удивил даже великого тренера.

«Мы ходили на гребную станцию «Динамо» и гребли на лодках. Все лето. Мы накачались. Я выхожу после схватки, а Иван Васильевич говорит: «Ты знаешь, что выиграл у чемпиона Ленинграда?» Я только пожал плечами», – вспоминает Анатолий Горохов.

«Боролись мы в клубе «Первомайское». На сцене. И мой первый первый партнер был Володя Малаховский. Вот мы с ним боролись первую схватку на первенство Гороно и упали со сцены», – говорит Ремир Сольницев.

После больших побед на борцовском ковре ленинградские самбисты добавили к спортивным званиям ученые степени.

Анатолий Горохов в составе группы ученых готовил к победам на Олимпиадах гребцов и пловцов, а Ремир Сольницев участвовал в разработке стратегических оборонных программ.

#блокада Ленинграда #Олимпийские игры #Санкт-Петербург