Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
На глазах у изумленных апостолов и рыцарей, пока никто не слышит, в доме на Английской набережной творятся настоящие чудеса.
«Я – начальник службы безопасности – подошел к инструменту, играю арию Магдалины из оперы Иисус Христос Суперстар», – говорит Андрей Анисимов, начальник службы безопасности Санкт-Петербургского государственного музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина.
Сейчас, рассказывает бывший военный, он предпочитает российскую эстраду. Мелодию из рок-оперы руки помнят со школы, а в таком окружении ноги сами ведут за рояль.
Роспись стен, мозаика и витражи, небесная лазурь и золото на потолке – лучший аккомпанемент для любой музыки. Уникальный зал – одно из главных преимуществ новой концертной площадки.
«Мне очень хочется разбередить молодежь, потому что молодежь как раз любит такие здания необычные – витражи, какая-то необычная архитектура. Мне кажется, зуммеры любят такое созерцание, а здесь есть, что созерцать», – говорит Юлия Стрижак, директор Санкт-Петербургского государственного музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина.
Это – не только симфония цвета и формы. Само здание – иллюстрация гармонии разных культур. Строил его обрусевший итальянец Джакомо Кваренги.
До революции здесь была англиканская церковь, а в наши дни тут будет играть оркестр Театра имени Шаляпина. Под управлением еще одного российского итальянца – маэстро Фабио Мастранджело.
«Мы живем в контексте мировой художественной культуры, мы воспринимаем любую культуру очень благожелательно. Что касается петербуржцев, которым особенно повезло жить в таком шикарном городе, то для нас это – еще и естественное окружение», – продолжает Юлия Стрижак.
Событием стало само открытие зала. На восстановленном фасаде светом, как на холсте, художники писали главные символы эпох, начиная с основания Петербурга.
После десяти лет кропотливой реставрации мастера вернули историческим интерьерам первозданный вид.
«Нужно было придумать, вдохнуть новую жизнь в это здание, в этот прекрасный шедевр, и, конечно, здесь появилась вот эта малая сцена. Вот это важно – 2 идеи: историческое возвращение здания и концертный зал на Английской набережной», – отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Богослужения в здании прекратились после революции 1917 года. Вторая жизнь памятника архитектуры, появление этой сцены еще раз подтвердило главное звание Петербурга.
«Получился уникальный подарок! Я хотел бы поблагодарить и вас, Александр Дмитриевич, лично и правительство города, которое приняло такое решение. Действительно, мы по праву считаемся культурной столицей нашей страны, и этот зал, который мы открываем, тому подтверждение», – подчеркнул Александр Бельский, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
На открытии играли Моцарта и Генделя, но под этими сводами, говорят музыканты, так же органично будут звучать джаз и блюз.
«Валерий Абиссалович Гергиев был здесь и был очень поражен красотой этого зала. он сразу придумал, что на следующем конкурсе Чайковского здесь будут духовики, потому что это очень подходит», – говорит Фабио Мастранджело, художественный руководитель Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина.
Главное достояние площадки – полуторавековой английский орган. Единственный в России.
В инструменте сохранили даже те элементы, без которых в XXI веке можно обойтись – на звук они никак не влияют, но хранят дух раритетного инструмента.
«Раньше была такая профессия – калькант. Это – человек, который накачивал воздух в мехи органа, и здесь эта система у нас сохранилась. Мы можем ее сейчас покрутить, и в этот момент у нас будет надуваться. Это – очень тяжелое действие и не каждому под силу», – объясняет Аида Глухова, хранитель английского органа в Концертном зале на Английской набережной Санкт-Петербургского государственного Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина.
Сегодня с этими задачами справляется электромотор. Акустика зала – еще одно драгоценное наследство, которое досталось современным музыкантам от старых мастеров.
«Мы здесь проводили первый очный тур конкурса имени Шаляпина. Это было в тестовом режиме, и конкурсанты так здесь пели, что жюри говорит: «Мы не знаем, что делать – они все звучат, как солисты «Метрополитен», мы не знаем, как выбирать», – рассказывает Юлия Стрижак.
Не успел зал открыться, а сюда уже выстраиваются очереди из разных музыкантов. Не только петербургских. И тут готовы принять всех.
В камерном помещении бывшей церкви даже прослушивание масштабных произведений превратится в очень личный процесс общения с великим искусством.