Фото: телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
Исследование Высшей школы экономики опровергло давнее представление о том, что к 15–18 годам навыки работы со звуками речи больше не влияют на скорость чтения. Психолингвисты Центра языка и мозга проверили эту идею на 161 старшекласснике и выяснили: фонологическая обработка — умение удерживать и менять звуки — продолжает играть заметную роль, когда подростки читают связные тексты.
Участники исследования выполняли задания на чтение и специальные фонологические тесты. Результат оказался неожиданным: скорость чтения текста напрямую зависела от того, насколько хорошо подросток умеет выполнять сложные операции со звуками.
Но важнее всего — отношение к чтению. Исследователи установили, что эмоциональная мотивация влияет на беглость даже сильнее, чем когнитивные навыки.
Учёные также впервые представили нормативы фонологического теста для 8–11 классов — инструмент, который поможет логопедам и нейропсихологам точнее выявлять риски дислексии у подростков.