Фото: https://www.gov.spb.ru/press/governor/309588/
«Запуск трамвайной линии «Славянка» — качественно новый этап развития общественного транспорта на юге Петербурга и во всем городе. Мы реализуем проект в рамках одного из ключевых приоритетов Петербурга до 2030 года — «Удобный общественный транспорт». Модернизируем транспортную инфраструктуру, чтобы передвижение по городу было максимально комфортным и доступным для каждого жителя», — подчеркнул Александр Беглов.
Перед тем, как проехать по маршруту, губернатор осмотрел новое депо в Шушарах, которое будет обслуживать «Славянку». Главе города представили диспетчерскую, где координируется все движение трамваев, и ремонтную зону, в которой вагоны проходят ежедневное обслуживание.
«Запуск трамвайной линии «Славянка» — показатель успешного партнёрства между государством и бизнесом. Этот проект — один из крупнейших в России по устройству городской инфраструктуры лёгкого рельсового транспорта, реализуемый в рамках государственно-частного партнёрства. Общий объем инвестиций составляет более 50 млрд рублей. Проект имеет большой социально-экономический эффект — это вклад в валовый региональный продукт, увеличение числа рабочих мест и повышение качества жизни петербуржцев», — сказал губернатор.
По пути следования трамвая глава города провел в нем рабочее совещание с участниками проекта — руководителями Группы компаний «АБЗ-1», представителями АО «Газпромбанк» и ПАО «ДОМ.РФ». Они сообщили, что на втором этапе строительства линии — от трамвайного депо в Шушарах до микрорайона Славянка уже завершено переустройство русел рек Славянка и Кузьминка и возведение двух мостов. Закончены работы по монтажу металлоконструкций пролётного строения путепровода через железнодорожные пути Витебского направления Октябрьской железной дороги и Детскую железную дорогу. В микрорайоне Славянка уже построен конечный остановочный павильон.
Ведётся устройство трамвайной линии на шоссе Подбельского, Торопецкой и Северской улицах. В районе детского сада на Торопецкой улице установлен шумозащитный экран. По окончании строительных работ будет произведена установка контактной сети и подана электроэнергия. В соответствии с условиями концессионного соглашения плановые сроки завершения работ по второму этапу — до микрорайона Славянка — конец 2026 года.
Как отметил губернатор, запуск трамвайного движения на первом этапе линии «Славянка» — пример реализации соглашений, заключаемых на Петербургском международном экономическом форума. Он напомнил, что 19 июня 2025 года на форуме было подписано новое соглашение о намерениях между Петербургом и АО «АБЗ-Дорстрой», входящим в группу компаний «АБЗ-1», по созданию и эксплуатации трамвайной линии по маршруту «Славянка — ж.д. ст. Царское Село — Кампус СПбГУ — инновационный научно-технологический центр Невская дельта».
Реализация этого проекта позволит организовать транспортную связь планируемого к строительству кампуса СПбГУ с инновационным научно-технологическим центром Невская дельта, а также непосредственную связь микрорайона Славянка с метрополитеном Петербурга. Кроме того, появится транспортное сообщение между кварталами жилой застройки с железнодорожными станциями Царское село и Детскосельская, где уже организовано тактовое движение электричек.
По новой трамвайной линии будут курсировать трехсекционные низкопольные вагоны модели 71-932 «Невский» производства Невского завода электрического транспорта имени Пироцкого. Они рассчитаны на одновременную перевозку до 247 пассажиров. Трамваи разработаны «ПК Транспортные системы». Инженеры предусмотрели две кабины управления и двери по обеим сторонам вагона, чтобы эксплуатировать его на маршрутах любого движения без использования разворотных колец.
Низкопольное исполнение трамваев упрощает процесс посадки и высадки пассажиров, что в особенности важно для лиц с ограниченной мобильностью, с колясками и багажом. Есть кнопка вызова водителя, аппарель для доступа в салон, также работает система «безопасный город». У входных дверей установлены подогреваемые зоны, чтобы в холодное время года не было наледи при входе в салон вагона, оборудованного системой климат-контроля. Для организации движения на первом этапе задействованы десять трамваев: семь в будние дни, шесть — в выходные. Еще три будут в резерве.
«Используя эти вагоны на новой линии «Славянка», мы обеспечиваем развитие отраслевых промышленных предприятий — производителей материалов, отечественного программного обеспечения и систем автоматизации», — подчеркнул Александр Беглов.
В ходе первой регулярной поездки по маршруту Шушары — станция метро «Купчино» Александр Беглов отметил, что прилегающие к трассе трамвая территории также получили новое развитие. Уже решено, что старейший в городе Трамвайный парк №1 переместится на юг Фрунзенского района. Это территория между Волковским каналом, полосами отвода Октябрьской железной дороги и проектируемыми улицами. После переноса в Купчино парк сможет обслуживать и выпускать на линию 109 единиц подвижного состава. Парк построят в рамках цифровой трансформации транспортной отрасли Петербурга на единой цифровой платформе для беспилотного транспорта.
Рядом с новой линией «Славянка» во Фрунзенском районе будет построен ледовый стадион для конькобежного спорта и хоккея. В планах — создание рядом с ними нового общественного пространства. Все объекты будут соединены новыми улицами и проездами с существующей дорожной сетью города.