Медицина в цифре: будущих врачей обучают по новым технологиям

17 ноября 2025 09:19 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
Санкт-Петербургский педиатрический университет заменил микроскопы цифровыми сканерами. Новая технология помогает будущим врачам точнее изучать тканевые изменения и делает один из самых сложных предметов понятнее.

Цифровые технологии вместо привычных микроскопов. Студенты Санкт-Петербургского педиатрического университета на занятиях по патологической анатомии и гистологии теперь учатся распознавать изменения в тканях прямо с экрана компьютера. Новый формат делает процесс не только удобнее, но и интереснее.

Работа патологоанатома — это поиск причин болезни на клеточном уровне. Врачи изучают ткани под микроскопом, чтобы поставить точный диагноз. Для опытных специалистов это часть рутинных задач, но для студентов — одна из самых сложных дисциплин. Цифровизация кардинально изменила ситуацию.

Еще недавно студенты смотрели на мир клеток только через микроскоп. Теперь в учебном процессе все чаще используют гистосканер: он переводит изображение на стекле в цифровой файл. Эта технология позволяет изучать материал в высоком разрешении и лучше понимать структуру тканей. Полученные изображения можно масштабировать без потери качества, а патологическая анатомия стала изучаться в интерактивной форме.

«Раньше в каждой учебной комнате было 3–4 микроскопа, а студентов в каждом классе — около 24 человек. Естественно, было неудобно: каждый занимал очередь, чтобы посмотреть в микроскоп. С появлением компьютерных классов процесс обучения стал не только интереснее, но и продуктивнее», — отметил старший лаборант, врач-патологоанатом и преподаватель Института патологической анатомии СПбГПМУ Симон Габараев.

Мы можем их смотреть масштабно, так же мы можем смотреть детально отдельные структуры: кровоизлияние, железистые структуры и сосудистые. Это все транслируется как экраны студентов, и они могут вместе с преподавателем исследовать какие-либо детали патологического процесса

Раньше для обучения использовали статичные фотографии отдельных фрагментов тканей, но такие снимки не давали целостного представления. Цифровой скан буквально расширил возможности.

«С появлением сканера мы можем анализировать весь срез, а не его участок — сотую долю миллиметра, попадавшую в фотографию. В цифровом файле отражается вся площадь — в сотни тысяч раз больше. Мы можем менять увеличение, мы можем измерять какую-то морфометрию, можем для анализа изображений подключить возможности », — пояснил директор Института патологической анатомии СПбГПМУ Руслан Насыров.

В цифровом архиве кафедры уже сформированы сотни уникальных микропрепаратов. Их можно масштабировать, измерять и использовать для научных исследований. В институте уверены: такой подход делает образование действительно исследовательским. За цифровыми технологиями — будущее современной медицины.