Фото: телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
Напомним, что активные обсуждения введения сокращенного формата рабочей недели ведутся уже не первый год. Все началось в 2019 году после выступления Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост премьер-министра, на Международной конференции труда в Женеве, где прозвучала мысль о том, что не исключается перспектива перехода мировой экономики к четырехдневной рабочей неделе в связи с развитием технологического прогресса.
«Весьма вероятно, что будущее — за четырехдневной рабочей неделей как основой социально-трудового контракта», — сказал Дмитрий Медведев.
Так, в 2021 году Минтруд сообщал о том, что готов рассмотреть эту идею.
«Любые предложения от социальных партнеров всегда обсуждаются. Если это предложение будет озвучено, будем обсуждать… Если социальный партнер выходит с какой-то инициативой, мы не можем его игнорировать», — заявил Антон Котяков.
В сентябре 2025 года данная идея вновь начала активно обсуждаться на фоне заявлений главы Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова. Он говорил о перспективе введения четырехдневки в России в тех отраслях производства, где это возможно. Парламентарий уточнил, что процесс должен проходить эволюционно, синергетически, и ни в коем случае никакой регуляторики быть не должно, вспомнив слова Дмитрия Медведева.
Примечательно, что в России 81% компаний выступает за введение четырехдневной рабочей недели. В основном эту идею поддерживает крупный бизнес. Однако к такому графику работу в ближайшие три года готовы перейти лишь 4% компаний. В то время как треть россиян не поддерживает идею четырехдневной рабочей недели, опасаясь возможного сокращения доходов.
Однако, как подчеркнул глава Минтруда РФ, в отечественной экономике четырехдневная и трехдневная рабочие недели являются вынужденной мерой конкретного работодателя, которая может быть связана с проблемами по сбыту продукции, перенастройкой технологического цикла и т.д.