Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Тополь — одно из самых быстрорастущих деревьев. Может прибавлять до одного метра в год. Поэтому учёным удобно с ним работать. Генетики пытаются ускорить рост дерева ещё больше, снизить содержание вредных для целлюлозной промышленности веществ, а также сделать его устойчивым к вредителям и болезням. Важное условие этих экспериментов — гарантия того, что новые генно-изменённые растения не будут распространятся стихийно в природе, то есть не будут плодоносить.
«Во всём мире люди боятся, что генномодифицированные или геноредактированные растения передадут свои гены в естественную среду, и поэтому важно сделать их на первом этапе стерильными, что мы и сделали», – рассказал Дмитрий Каржаев, научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства.
Плоды тополя представляют собой мелкие коробочки с семенами, от каждого из которых тянутся длинные шелковистые волоски — это и есть воспетый некогда тополиный пух. Нет семян — нет пуха. Решение попутно позволит избавить городских аллергиков от страданий. Ростки таких деревьев можно получать в лаборатории и спокойно высаживать в парках, садах и скверах. Для редактирования генома тополя биологи используют новую технологию. Иностранные учёные получили за неё Нобелевскую премию в 2020-м году.
«Это не ГМО, когда мы скрещиваем растение с животным или с насекомым. Это чистое влияние на конкретный участок гена для того, чтобы либо подавить, либо стимулировать какую-то функцию», – отметил Александр Степченко, заместитель директора Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства.
Инновационный метод геномного редактирования петербургские учёные пробуют на деле по заданию Федерального агентства лесного хозяйства. С помощью специального оборудования учёные буквально обстреливают клетки растения микрочастицами вольфрама со специальным белком на поверхности. Попадая в клетку, белок распознаётся, транспортируется в ядро и начинает свою работу — выключает или наоборот стимулирует тот или иной ген. Отработав технологию на быстрорастущем тополе, учёные смогут менять свойства и других деревьев.
«Нам не надо иногда вырубать естественные леса, а достаточно создать быстрорастущую форму березы или осины, которая является сырьём для комбината, как лесной огород — такой термин есть — раз в 20-30 лет вырубать и на этой же территории рядом с комбинатом будут произрастать новые плантации. Это уменьшает транспортные затраты и гарантирует сырьевую безопасность», – отметил Александр Степченко, заместитель директора Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства.
После осины и березы на очереди у исследователей сосна, ель и лиственница. В руках учёных поистине волшебный инструмент ускорения естественной эволюции растений, причем в нужном человеку направлении. То, что могло бы занять сотни лет, будет сделано почти мгновенно.