Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
С полотен удалили многослойный пожелтевший лак, и теперь зрители могут видеть авторские цвета — сочные и яркие. Одна из самых сложных для реставраторов задач — картина «Святой Себастьян». Она пережила двойной перевод и была сильно повреждена.
Словно античному герою, ему не страшны стрелы. «Святой Себастьян» — самое необычное произведение в творчестве Луини. Хилого в реальной жизни герцога Франческо – Луини изобразил полным сил мужчиной. Только на раскрытие картины ушло 3 года. Еще год заняла реставрация. Специалисты удалили многослойный пожелтевший лак и вернули авторскую палитру — более холодную и сочную. За свои 500 лет картина пережила многое: ее дважды переводили, расчищали, не всегда удачно восстанавливая повреждения.
«В виду травматических действий, с лицевой тыльной стороны, на авторском слое было огромное количество повреждений, в связи с этим эти участки покрывались реставрационными записями. Моя задача была убрать все поздние вмешательства», – сказала Мария Шулепова, художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.
Святая Екатерина в красном платье и с улыбкой Джоконды. Тонкий образ с мягкими тенями отсылают к манере Леонардо да Винчи. Автор картины — не был учеником великого итальянца, но считается самым ярким его последователем. Параллели видны в передаче цвета, психологии персонажей и технике сфумато. Полотно поступило на реставрацию с сильно помутневшим лаком. Поблекли складки на одежде, тратила легкость прозрачная вуаль.
«Картина была достаточно сильно промыта и повреждена и полупрозрачная накидка — она процентов на 50 поздняя. Пришлось все дефекты нивелировать и оставить что-то, потому что это важный элемент композиции», – рассказал Андрей Цветков, художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа.
«Когда приступили к исследованием и дальнейшей реставрации, стало понятно, что появилась возможность увидеть хорошо сохранившиеся произведения, увеличь глубину пространства, очень многие детали, которые скрывались за слоем лака и, конечно, заглянуть внутри картины. Это дает возможность оценить и понять творческий процесс любого художника», – рассказала Зоя Купцова — куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
Позади Голгофы виднеется Иерусалим. Но город удивительно напоминает Милан, где художник учился и творил. Третий экспонат — «Распятие с Мадонной и предстоящими святыми». Реставрация предстоит после выставки. Пока же зрители могут увидеть искажения цветовой палитры и сравнить состояние картины с уже воссозданными работами Луини.
«Мы с удовольствием представляем работу командную работу реставраторов Эрмитажа, посвященную прекрасному художнику, прекрасным картинам и очень важной теме — Леонардо, которому он подражал, которого исследовал, у которого учился», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Теме Леонардо посвятили презентацию издания «Загадочная битва при Ангиари». Авторы исследовали деревянную панель художника и её многочисленные реплики, предположив, что картина из петербургского музея христианской культуры может быть авторской работой самого да Винчи.