Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
К путешествию из Петербурга в Москву первым, что резонно, готовят Петра Великого. Тяжёлый портрет вместе с рамой такелажники осторожно спускают и выносят из голубой гостиной в Стасовский зал. Там упаковывают экспонаты. Работа кисти Ивана Никитина написана в начале XVIII века. Когда Пётр ещё не был императором.
«Это самый первый русский придворный художник, который работал при Петре Первом. Он обучался в Италии, вернулся. Эта работа одна из ранних его работ. Она была написана ещё в 1715 году», – рассказала главный хранитель ГМЗ «Царское Село».
Вслед за отцом тот же путь проделывает и Елизавета Петровна. Её портрет написан в 1757 датским художником Вигилиусом Эриксеном. Обе картины атрибутируют как историческую часть коллекции музея-заповедника. Они украшали местные интерьеры до революции. Ну а Камеронова галерея на время выставки в Москве лишится сразу трёх бюстов — Сократа, Ломоносова и Антиноя в образе Меркурия. Их бережно укутали и уложили в специальные ящики. Их называют климатическими.
«В нём три слоя утеплителя плюс изолон внутри с фольгой, который не даёт выходить теплу. Ну и покрыт мягким материалом, чтобы вещь, которая внизу не испортилась, не поцарапалась, не протёрлась», – рассказал Игорь Назаренко, специалист по работе с музейными предметами.
Переносить Сократов, Ломоносовых и других прославленных философов и писателей они привыкли, шутят упаковщики.
«Да, как-то не задумываешься обычно об этом. Просто везёшь, смотришь — красивые люди, красивые экспонаты. Перевозишь их, чтобы в других городах люди тоже могли смотреть», – сказал упаковщик Юрий Семёнов.
«Ломоносов у нас несколько раз выезжал и был на экспозициях, на выставках, а Антиной и Сократ впервые выезжают. Это тоже такой знаковый момент для нас. Уникальность их в том, что на них смотрела Екатерина Вторая, прогуливаясь здесь, ведя философские беседы, разговаривая со своими фаворитами», – рассказала Наталья Лансере, хрпанитель музейной коллекции «Скульптура» ГМЗ «Царское Село».
Поедет в Москву и фрагмент знаменитой Янтарной комнаты. Подлинник флорентийской мозаики «Обоняние и осязание» исчез отсюда в годы Великой Отечественной, и в конце 90-х всплыл на одном из немецких аукционов. Четверть века назад мозаику удалось вернуть в Россию.
Теперь её берегут как зеницу ока. Хранят в фондах. В постоянной экспозиции же представлена искусно выполненная копия. Оригинал успели упаковать для московской выставки. Ещё одна жемчужина коллекции — ларец Готфрида Турау, мастера, который создавал Янтарную комнату в XVII веке. Картины, костюмы, посуда, украшения — всего в столицу отправятся более 500 предметов из коллекции Царского Села. Чтобы и в Москве посетители смогли прочувствовать имперское величие Петербурга.