Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Лабораторным крысам обычно кличек не дают, но сейчас к сложной операции готовят Марту и Маркизу. Сначала хвостатых пациентов вводят в общий наркоз, затем – берут анализы.
«Нам надо более эффективным образом забрать кровь у крысы. Самым эффективным способом является забор крови из хвостовой вены», — говорят ученые.
Проверяют состав клеток крови – уровень эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Если показатели выходят за пределы нормы, хирургическое вмешательство не проводят. Все, как у людей: биологические процессы крысы и человека во многом похожи, объясняют ученые.
«В нашей лаборатории мы проводим исследования и по моделированию остеопороза, и по оценке заживляющего действия различных лекарственных препаратов. Во всех этих экспериментах участвуют крысы – в силу того, что у них – схожие процессы по репарации тканей, по заживлению различных дефектов», – объясняет научный сотрудник лаборатории экспериментальной травматологии и ортопедии имени Г.И. Гайворонского Кристина Родионова.
Нынешний эксперимент направлен на трансплантацию почки. У грызунов орган тоже отвечает за фильтрацию крови и регуляцию водно-солевого баланса. Операция требует особой точности, в распоряжении ученых – самое современное оборудование.
На экраны транслируется каждое действие хирургов. Под микроскопом они делают разрез и вскрывают брюшную полость. Главная сложность в размере пациента – кровеносные сосуды крысы, которые потом необходимо сшить, не превышают одного миллиметров. Весь процесс длится до 5 часов.
Так выглядит орган – после операции его помещают в консервирующий раствор на 24 часа, и это – главная цель опыта. В первую очередь ученые проверяют химический состав – предполагается, что в нем почка сможет храниться в течение суток и не потерять своей жизнеспособности.
«Мы промываем почку консервирующим раствором, чтобы сохранить в целостности, чтобы не было ишемии, так называемой смерти из-за недостатка кислорода. То есть, то, что приносит кровь в любой из органов», – рассказывает научный сотрудник лаборатории экспериментальной травматологии и ортопедии имени Г.И. Гайворонского Александр Макаров.
Раствор для консервации донорских органов в России не производят – заказывают из-за рубежа. Первую отечественную разработку только начали тестировать. Если она покажет эффективность, то в перспективе процесс трансплантации станет более легким и доступным. Время на поиск подходящего донорского органа и его пересадку в экстренных ситуациях увеличится.
«У нас уже есть первичные данные, растворы показывают себя замечательно. Внутренние органы сохраняются, животные после пересадки чувствуют себя не очень хорошо, но это – нормальная реакция. Точно так же – люди после операции, проходит время, когда человек сможет прийти в себя, встать на ноги», – говорит ответственный исследователь, научный сотрудник лаборатории экспериментальной травматологии и ортопедии имени Г.И. Гайворонского Юрий Новосад.
Также в лаборатории тестируют кровоостанавливающие материалы, препараты для восстановления тканей после ожогов. Эксперимент по пересадке органов продолжится до конца года – необходимо проследить процент выживаемости в динамике.
Впереди – несколько десятков операций. Ученые пока не торопятся говорить о результатах, но прогнозы оптимистичные уже сейчас.