Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Посетитель Эрмитажа едва ли заметит существенные перемены в этом зале итальянского искусства эпохи Ренессанса. Профильный портрет загадочной дамы экспонируется на том же месте. Недавно изменилась лишь этикетка к этой картине: XVI век, мастерская Алессандро Аллори, портрет Марии Медичи. Но за этой небольшой ремаркой стоит огромная работа музейных специалистов.
«Многое наталкивало на то, что портрет крайне необычный. Он не столько виртуозный, сколько с каким-то особым взглядом на историю. Это было сделано не случайно. Значит, и художник должен быть необычным. Всё сходилось к тому, что портрет близок к профилям Марии Медичи, к Флоренции. И начались сомнения в Софинисбе Ангишоле», – отметила Зоя Купцова, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской живописи XIII-XVI веков.
Ранее, а точнее последние сто лет, эта работу приписывали итальянской художнице Софонисбе Ангишола. Кто именно изображен на полотне, музейщики не знали. Чтобы докопаться до истины, хранитель коллекции несколько лет изучала похожие произведения того же периода.
«Очень трудно было его сравнить с произведениями портретного жанра современников. Портрет профильный – это большая редкость, практически исключение того времени», – отметила Зоя Купцова.
После реставраторов за дело взялись искусствоведы. Хранитель коллекции Зоя Купцова исследовала сотни произведений и каталогов мировых выставок. В ходе изысканий специалист пришла к выводу, что на портрете изображена Мария Медичи.
Атрибутом, который значительно повлиял на научный процесс, стала эта шпилька в волосах изображенной женщины. Искусствоведы обратили внимание, что такое же украшение часто встречается на других портретах Марии Медичи. Шпилька с перышком – по-итальянски «пинино» – была любимым аксессуаром второй жены Генриха IV.
«Модель держит в руке букет, вазу с тремя цветами. Очень часто невесты и женихи держали гвоздику, что означало, что это свадебный или матримониальный портрет», – рассказала Зоя Купцова, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской живописи XIII-XVI веков.
Замуж героиня произведения по меркам своего времени вышла поздно — в 26 лет. После бракосочетания с королем портрет актуализировали: героиня обрела пышную прическу и роскошное одеяние. Как и полагается королевской особе.