В Петербурге прошла акция «Ленинградский рейс» с ретро-автобусами

2 сентября 2025 15:24 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
«Ленинградский рейс». «Пассажиравтотранс» провел необычную акцию. Все желающие могли покататься на ретро-технике по первому автобусному маршруту. 99 лет назад он соединил Детскосельский, теперь уже Витебский вокзал и сад Трудящихся – сейчас он Александровский. Проезд стоил 10 копеек.

Первая регулярная автобусная линия в Ленинграде появилась в сентябре 1926 года. И курсировали по ней кузова, установленные на немецких шасси. Тогда в Советском Союзе только начали делать автобусы. Модели, которые представили петербуржцам, были выпущены позднее. Но знакомы многим. Гармошки, «лева» — он же ЛАЗ 695Н или «Наташа». И знаменитый «луноход» — в названии отсылка к эре космических достижений. 

«Он символизировал новейшие достижения отечественной конструкторской мысли: у него была автоматическая коробка передач, пневматическая подвеска, и дизайном он, может быть, отчасти, но напоминал легендарный аппарат, который высадился на Луну в конце 60-х годов», — рассказал  историк, руководитель проекта Автобусного парка № 1 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Федор Черноусов.

Кстати, позже «Луноход» неожиданно превратился в «Сотку» — слишком много перевозил пассажиров. Самое интересное — четверть века на городских маршрутах совсем не работали кондукторы. По словам историков, верили в честность пассажиров.  

Это кассовый аппарат, где пассажиры сами покупали билеты. Сюда опускали монетку, крутили ручку и их отрывали. А кто не хотел возиться с мелочью, мог заранее приобрести талоны. И пробивать их компостером, заходя в автобус.

В ленинградских автобусах был свой «внутренний распорядок». Выходили только через переднюю дверь, а выходили из второй. Иначе было опасно. 

«Традиция началась еще в предвоенные годы, и тому причиной был тот факт, что у автобусов не было зеркал заднего вида. Кондуктор, закрывая дверь за последним пассажиром, а кондуктора закрывали дверь сами, двери были ручные, она давала сигнал, в кабине звенел электрический звонок и водитель понимал, что можно ехать», — рассказал экскурсовод экспозиционно-просветительского центра истории автотранспорта Ленинграда Денис Шаляпин.

Традиция ушла в прошлое. А те, кто постоянно пользуется автобусами сохранили яркие впечатления. 

«У меня была удобная поездка вполне, от дома до работы на автобусе очень хорошо, без проблем», — рассказала пассажир ретро-автобуса Валентина Потапова.

«Мое детство прошло в Ленинграде, и в школу вместе с мамой, в музеи нашего родного города, я ездил с родителями, запомнился звук компостера, и билеты, которые можно было достать, бросив монетки и отмотав определенное количество билетов», — рассказал заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков.

Исторический рейс длился около 20 минут. 99 лет назад, конечно, это было бы дольше. Тогда и транспорт двигался со скоростью всего 30 километров в час.