Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Реставрация жилого дома в музее-усадьбе Ильи Репина идет полным ходом. На стройплощадку посторонним вход запрещён, но поскольку посетителям любопытно знать, что происходит там внутри, создан познавательный маршрут, где показаны все этапы реставрации.
А за забором — своя кухня. Хоромы огромные, и каждый их метр требует пристального внимания. Поэтому дом пришлось раздеть: со всего здания сняли вагонку. Деревянную анатомию исследовали реставраторы. Оказалось — в некоторых венцах нужно менять бревна.
«Здесь была произведена замена бревен с замками, бревна в хорошем состоянии после обследования. Это локальные места, их не так много по всему зданию. Это примерно 5-7 процентов от всего здания. Но это немного, я думаю, — за 60 лет, сколько здание существовало», — отметил представитель подрядчика Виталий Гребенюк.
«Северная сторона очень сильно пострадала, так как были и протечки, и сгнили бревна. Мы делали протезирование теми же материалами, которые использовались ранее. Но в рамках работ у нас здесь будут установлены современные системы пожарной и охранной сигнализации», — рассказал заместитель директора Музея Академии художеств по общим вопросам Евгений Волкодавов.
Дом построили в 1899 году, но он погиб в пламени войны, и воссоздавали его уже значительно позже, в 1962 году. Но содержимое музея аутентично: сейчас все экспонаты перевезены в Академию художеств — три тысячи единиц хранения.
«Во время так называемой «эвакуации» из музея предметы отдыхают, и проходят реставрационные работы. Мы не будем видоизменять экспозицию особенно, потому что мы восстанавливаем жилые комнаты великого русского художника Ильи Ефимовича Репина», — поделилась хранитель экспозиции и фондов Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Вера Ловягина.
Кстати, дом был построен без чертежей: помещения возникали «по необходимости». Художник делал эскиз, рабочие воплощали замысел. Так появился открытый балкон. Сейчас он затянут целлофаном. Кстати, на этом балконе Илья Репин предпочитал спать ночью в любое время года — такая закалка была у живописца. Но самая важная особенность дома в том, что значительная его часть построена из стекла: по сути, это большая художественная мастерская.
«Световые фонари, естественно, мы их как раз расшиваем. Они придут в то состояние, как задумано Ильей Ефимовичем Репиным. Будет полностью заменена кровля, заменено все остекление. Более 60 процентов кровли — это именно остекленные элементы», — рассказал директор «Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств» Алексей Мудров.
Сорок процентов работ уже выполнено. Предметы интерьера, требующие особого подхода, реставрируются в мастерских, например, лестницу.
«Там куча реставраторов, которые вручную все это расчищают. Никакие механические устройства не применяются. Все расчищается вручную, с помощью смывок, растворителей и фенов. Это очень трудоемкая и длительная работа», — добавил главный инженер Академии Художеств Глеб Мустафин.
Работу планируют завершить уже в третьем квартале следующего года, ко дню рождения художника — 5 августа.