В Брусницыне открылась выставка иллюстраций и графики «Сказочные миры И. Я. Билибина»

1 августа 2025 12:18 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
Выставку «Сказочные миры И. Я. Билибина» представили в культурном квартале Брусницын. В экспозиции более 100 работ выдающегося художника. Рисунки Ивана Яковлевича известны каждому ребёнку нашей страны. Среди прочего, его иллюстрации для «Сказки о царе Салтане» легли в основу одноименного советского мультфильма.

Что это? Ошибка печатника? Шутка художника? А может, приглашение в сказку, где все, подчас выглядит не так, как в реальном мире? Царь Салтан, Царевна-Лягушка, Жар-птица, Руслан и Людмила — облик этих героев известен многим поколениям читателей благодаря иллюстрациям Ивана Билибина. Выдающийся график считал, что картинка и текст должны быть связаны воедино. Поэтому продумывал для книг не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифт, буквицы, орнаменты.

«На него повлияли работы художника Васнецова, неорусский стиль и модерн. И в переплетении всех этих направлений появился уникальный билибинский стиль, отличающийся ювелирностью, очень тонкой графической прорисовкой», — рассказала куратор выставки «Сказочные миры И. Я. Билибина», директор музея дизайна «Основа» Анастасия Воронина-Даринцева.

Больше всего известны билибинские иллюстрации к сказкам Пушкина про рыбака и рыбку, золотого петушка и царя Салтана. Рисунки к последней позже легли в основу знаменитого советского мультфильма. Другая узнаваемая серия — о Василисе Прекрасной, Марье Маревне, Царевне-Лягушке — тиражируется уже на протяжении 100 лет. При ее создании Иван Билибин применял особую технику, где, чтобы цвет был насыщенным, использовал сусальное золото.

«Печаталась просто цветная гравюра, затем наносилось сверху золото. Это было отдельно от печати. Затем начали вмешивать золото в краску, и процесс ускорялся, упрощался. Это давало иллюстрации дополнительный блеск, роскошь, красоту», — отметила куратор выставки «Сказочные миры И. Я. Билибина» Анна Перевозова.

На выставке представлены также эскизы к театральным постановкам и открытые письма на основе архитектурных и этнографических зарисовок Билибина. Эту коллекцию по крупицам собирали более пяти лет. Истории некоторых экспонатов — тоже почти сказочные. Так, две гравюры из «Руслана и Людмилы» попали в музей из рук внучки Министра культуры РСФСР. А надпись на обороте одной из афиш, говорит о том, что эта работа в 1936 году побывала в Лондоне, где анонсировала третий сезон Русских балетов в Королевском театре в Ковент-Гардене.

Посетители тоже могут попробовать себя в роли художника-иллюстратора и раскрасить один из фрагментов этого большого полотна, где изображены эпизоды из разных сказок.

#Санкт-Петербург