Фото: телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»
Крупнейшие отраслевые объединения, от ритейлеров до производителей товаров, выразили свое мнение о проекте: причина не столько в самом факте регулирования, сколько в его содержании и возможных последствиях для рынка.
По словам эксперта, за последние годы цифровые платформы и маркетплейсы развивались в условиях минимального вмешательства государства: «Это обеспечивало гибкость, свободу конкуренции и возможность выстраивать уникальные бизнес-модели. Но такая свобода имела и обратную сторону: отсутствие общих правил создало среду, в которой одни компании выживали за счет инноваций, а другие — постепенно теряли аудиторию, уступая место крупным игрокам. В результате отрасль пришла к монополизации: большая часть онлайн-продаж сосредоточена на нескольких платформах».
Отмечается, что новый закон вызывает опасения у лидеров рынка, поскольку он предполагает активное вмешательство государства в защиту прав потребителей. На сегодняшний день многие платформы не предусматривают полноценные механизмы защиты, либо реализуют их в минимальных объемах. В результате покупатели сталкиваются с рисками приобретения поддельных, контрабандных или низкокачественных товаров — зачастую оставаясь один на один с проблемой.

«Государство намерено изменить это: обязать платформы нести ответственность за все, что на них продается, и создать работающий механизм защиты потребителей. А это значит – новые обязанности, юридические риски, бюрократическая нагрузка и перераспределение ответственности с пользователя и продавца на саму платформу», — подчеркнул Колташов.
Сейчас платформы ориентируют себя как «площадки», которые соединяют продавцов и покупателей — они не хотят проверять товар, нести ответственность за подделки или за возврат некачественной продукции. Такая схема позволяет бизнесу минимизировать издержки и перекладывать риски на участников рынка.
Специалист отмечает, что если покупатель останется недоволен, максимум, что он может сделать — оставить отрицательный отзыв: «Ни нормальной гарантии, ни полноценного возврата товара в случае брака зачастую нет. Это удобно для бизнеса — и рискованно для потребителя».
Добавим, что продавцов обязывают создавать товарные карточки, выполнять новые требования, однако при этом отсутствует четкая система арбитража или защиты от недобросовестных действий платформ и крупных игроков.
«До сих пор маркетплейсы не обеспечивали ту степень правовой защиты, к которой покупатели привыкли в традиционной рознице. Например, покупая смартфон в офлайн-магазине, вы получаете все гарантии. А в маркетплейсе — рискуете остаться без товара, без возврата и без защиты», — поделился директор Института нового общества.
Важно отметить, что бизнес готов к диалогу: участники рынка направляют обращения, лоббируют интересы, которые бы учитывали их интересы.
«Важнейшее требование — создание электронной системы арбитража и равного распределения прав и обязанностей», — заключил Колташов. Об этом сообщает abnews.ru.
Ранее телеканал «Санкт-Петербург» сообщал, что автоэксперт рассказал о плюсах и минусах покупки автомобилей на маркетплейсах.