Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Из линий на бумаге получается путь автобуса по буквам на реальных дорогах. Людмила Турпанова оформляет таблички вот уже 16 лет. Говорит, главное — точность.
«Доски имеют определенную длину, но разное количество букв нужно вместить в строку, поэтому приходится просчитывать», — объяснила художник-оформитель Автобусного парка №1 филиала СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Людмила Турпанова.
Маршрут занимает максимум восемь строк. Задача художника — сделать текст читаемым и визуально приятным. При этом высота шрифта не может меняться.
«Вот, смотрите, буква К, например, а рядом буква А. У меня расстояние маленькое, а оно смотрится также, как и все. Я играю шириной букв, ни один компьютер не может это сделать», — рассказала художник-оформитель Автобусного парка №1 филиала СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Людмила Турпанова.

Буквы раскрашиваются по трафарету с помощью валика, во всех направлениях. Диагональ — для уголков. В основе смеси сажа, к ней добавляют лак и растворитель.
«Когда ее смешиваешь с растворителем, она быстрее сохнет, а с лаком — принимает скорость сушки лака», — отметила художник-оформитель Автобусного парка №1 филиала СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Людмила Турпанова.
Текст может сохнуть даже больше суток. Об изменении маршрута лучше знать заранее. Но именно так почти целый век делали надписи . Они появились вместе с первыми пассажирскими автобусами.
«Разница в размерах весьма ощутимая и в шрифте, и в методике, заметьте. Это тамповка. То есть нанесение номера и букв методикой тамповки через трафарет, а вот это уже, конечно, компьютерная вырезка», — рассказал сотрудник Экспозиционно-просветительского центра истории автотранспорта Ленинграда Денис Шаляпин.
В центре истории автотранспорта Ленинграда тысяча таких экспонатов. Самому старому — около 70 лет. Они отличаются материалами: фанера использовалась до 80-х годов, в более поздний период применялся оргалит. Разница есть и в расположении элементов на доске.

«Вот здесь желтый цвет полностью на всю толщину доски, а здесь желтый цвет выделен отдельным квадратиком, почему так делалось? Об этом история уже умалчивает! Можно только констатировать тот факт, что в разных парках выдерживались стандарты, но у каждой маршрутной доски имелись какие-то индивидуальные особенности», — подчеркнул сотрудник Экспозиционно-просветительского центра истории автотранспорта Ленинграда Денис Шаляпин.
Желтый цвет в оформлении появился после Олимпиады. Правда, только на городских автобусах. Номера междугородних были синими. По мнению историков, чтобы различаться. Сам же желтый больше привлекает внимание. А значит, пассажир с меньшей вероятностью ошибется. Вместе с видом автобусных табличек, соответственно, менялось и оформление остановок. Аншлаги — так назывались эти указатели из-за количества людей в одном месте, — также стали отражением эпохи.
Даже во время активной работы Людмилы единых правил по созданию табличек не было. Только шрифт, общий для всех и цвета, но оттенки краски — свои. И ,есть или нет перемычка на цифре, — тоже решает мастер, как и есть ли отступы. Поэтому свой авторский почерк художник узнает. Два сантиметра от края перед текстом, а перемычки используются в зависимости от настроения.