Как зарегистрировать личный кабинет налогоплательщика, и что в нем можно делать

18 февраля 2025 15:46 Общество

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Фото и видео: Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу
Как зарегистрировать личный кабинет налогоплательщика и что в нем можно делать Как войти в личный кабинет налогоплательщика, что в нем можно делать, как получить электронную подпись для взаимодействия с ФНС.

Личный кабинет помогает решать все вопросы с налоговой онлайн. Рассказываем, что такое кабинет налогоплательщика, зачем его регистрировать и как им пользоваться.

Как зарегистрироваться в личном кабинете налоговой
Зарегистрировать личный кабинет налогоплательщика можно несколькими способами:

получить пароль в ФНС;
через «Госуслуги»;
с помощью электронной цифровой подписи.
Просто ввести для регистрации адрес электронной почты или телефон и придумать пароль не получится.

Через портал «Госуслуги»
Если у вас уже есть учетная запись на портале «Госуслуги», вы можете зарегистрироваться в личном кабинете налоговой по этим учетным данным.

Чтобы войти в личный кабинет налоговой, нужно ввести логин и пароль, которые вы используете на «Госуслугах».

Перейдите в личный кабинет для физлиц на сайте ФНС.
Нажмите на кнопку «Войти через «Госуслуги» (ЕСИА)».
Введите логин и пароль от «Госуслуг».
Затем снова перейдите в личный кабинет в ФНС.
Если учетной записи на «Госуслугах» нет, сначала придется зарегистрироваться и получить пароль на портале, а потом зарегистрироваться на сайте ФНС.

Мобильное приложение «Налоги ФЛ»
Установите мобильное приложение «Налоги ФЛ».
Войдите в приложение удобным способом: по своим учетным данным, по учетным данным на «Госуслугах» или с помощью ЭЦП.

Чем личный кабинет налогоплательщика отличается от «Госуслуг»

Личный кабинет налогоплательщика создан Федеральной налоговой службой, портал «Госуслуги» сделан для всех государственных структур.

В личном кабинете налогоплательщика можно найти такие же данные, как и на «Госуслугах». Однако весь функционал создан именно для взаимодействия с налоговой службой. При этом в кабинете налогоплательщика сведения о налогах обновляются быстрее, чем на «Госуслугах».

Фото: Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу

Что можно делать в личном кабинете налогоплательщика

Через личный кабинет налогоплательщика можно направить в налоговые органы декларации и другие документы, оформлять налоговые вычеты и льготы, а также получать данные о налогах, банковских счетах и имуществе.

С помощью личного кабинета на сайте ФНС можно:

В личном кабинете можно получить информацию об:

Также в личном кабинете налогоплательщика возможно заказать справку о состоянии взаиморасчетов с бюджетом. С ее помощью можно доказать отсутствие задолженности перед налоговой службой. Эту справку можно заказать в конце года, чтобы удостовериться в отсутствии задолженности перед ФНС за год.

Также через личный кабинет можно подать обращение в ИФНС, чтобы уточнить информацию по документам, проверке декларации, налоговым вычетам, единому налоговому счету.

Что такое электронная цифровая подпись в личном кабинете

Для работы с налоговой нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. К такому виду подписи предъявляют высокие технические требования. Такая подпись защищает файлы от изменений и подделки. ЭЦП равноценна рукописной подписи. Она подтверждает личность владельца. 

ЭЦП используют для взаимодействия с налоговой, ведут электронный документооборот с контрагентами, регистрируют онлайн-кассы и участвуют в торгах.

Физлица могут удаленно продать недвижимость, зарегистрировать самозанятость или ИП. 

В личном кабинете ФНС можно посмотреть уведомления, оплатить налоги, сменить режим налогообложения, сформировать отчетность и узнать статус камеральной проверки.

Как получить или продлить электронную подпись в личном кабинете налогоплательщика

Продлить или перевыпустить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи можно онлайн.

Для того чтобы перевыпустить или продлить подпись, важно, чтобы:

  1. Для продления или перевыпуска зайдите в личный кабинет налогоплательщика по действующей электронной подписи. 
  2. Выберите сервис «Перевыпустить сертификат электронной подписи».
  3. Подпишите заявление на выпуск новой подписи старой ЭЦП.

Когда заявление на перевыпуск сертификата ЭЦП в личном кабинете проверят, необходимо подать запрос на изготовление нового сертификата. Запись запишут на USB-токен.

При дистанционном продлении сертификата ФНС важно выполнить несколько условий:

Можно ли пользоваться личным кабинетом налогоплательщика из‑за рубежа

Пользоваться личным кабинетом налогоплательщика за границей можно точно так же, как и в России. Однако в некоторых странах у пользователей могут возникнуть сложности со входом в личный кабинет ФНС через «Госуслуги».

Что значит переплата в личном кабинете налогоплательщика

Переплата налога — сумма, которая может образоваться на едином налоговом счете пользователя после уплаты налогов. Такую переплату еще называют положительным сальдо ЕНС.

Излишнюю сумму налогоплательщик может зачесть в счет погашения задолженности по пеням, штрафам или вернуть.

Использовать переплату для погашения налоговых платежей или вернуть ее можно не более чем за три года с момента образования излишней суммы.

Перенаправить сумму на погашение предстоящих налоговых платежей можно, написав заявление по месту регистрации налогоплательщика.

Налоговый орган принимает решение о возврате переплаты в течение десяти рабочих дней с момента получения заявления. Иногда для принятия решения требуется сверка документов. Тогда десять дней отсчитывают с момента составления акта сверки.

Переплату возвращают на банковский счет налогоплательщика, указанный в заявлении в течение месяца с момента получения заявления.

Если налоговая нарушит срок возврата налога, то на эту сумму будут начислены проценты за каждый день просрочки. Сумма рассчитывается на основе ставки рефинансирования Банка России.