Как петербургских школьников учат противостоять телефонным мошенникам

22 января  09:44 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
О новом виде телефонного мошенничества с использованием искусственного интеллекта предупреждают петербуржцев. Родителям школьников по видеосвязи звонит якобы учитель и просит обновить данные электронного журнала. Таким образом злоумышленники получают код из смс, а следовательно — и данные «Госуслуг».

«Смотрите ребята, первое, самое важное, если нам звонят какие-то с вами номера неизвестные, незнакомые, если вы понимаете, что это может быть какая-то подозрительная активность, но уже вступили в разговор — самое главное этот разговор не продолжать», — рассказал школьникам учитель иностранных языков, классный руководитель 9«Л» ГБОУ СОШ №619 Калининского района Санкт-Петербурга Владимир Лемешко.

Телефонные мошенники — тема внеурочного занятия «Разговоры о важном» в школе № 619. Новая схема злоумышленников использует детей для доступа к кошелькам их родителям. Как не попасться на удочку разводил — это знание точно в жизни пригодится.

«Пытаемся научить их некоторым шагам, которыми они могут воспользоваться для того, чтобы предупредить попадание в такие неприятные ситуации. Информируем родителей на родительских собраниях, включаем в повестку, и публикуем информацию в нашей группе ВКонтакте», — отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ СОШ №619 Калининского района Санкт-Петербурга Елена Савельева.

Технологии обмана населения развиваются не хуже прочих. Долгие годы мошенники собирали персональные сведения о гражданах. От контактов в телефонной книге до фотографий и образцов голоса, не говоря уже о паспортных данных. 

Теперь аферисты освоили нейросети и буквально творят чудеса социальной инженерии. Они звонят родителю в мессенджере по видеосвязи, и с помощью сгенерированного изображения директора школы или классного руководителя, его же голосом просят обновить учебное приложение.   

«Родителю они звонят и говорят о том, что вам необходимо обновить дневник ребёнка, а ребёнку они уже отправляют смс, и родитель как бы предупреждает своего ребёнка. Тебе будут звонить, скажешь смс для того, чтобы дневник обновить твой», — рассказал заместитель начальника 1 отдела УБК ГУ МВД России по Санкт-Петербург и Ленобласти Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно коммуникационных технологий Сергей Злотников.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Весь фокус в том, что номера школьников родители обычно оформляют на себя и нередко привязывают их к личным кабинетам на Госуслугах. Таких хитрых пользователей сервиса бандиты знают поимённо. Получив доступ к онлайн-кабинету, мошенники набирают микрозаймы. А также могут сделать квартиру резиновой, оформив прописку для бессчётных новых сожителей.

Распознать преступную схему непросто, всё выглядит невинно и правдоподобно. Специалисты по кибер-безопасности утверждают, что виртуальные мошенники находятся с нами навсегда, и рекомендуют придерживаться правил цифровой гигиены. Например, всегда перезванивать любому абоненту, даже самому близкому или очень высокопоставленному, если он о чем-то просит, а также использовать технические средства защиты.   

«Огромную перспективу я для себя вижу в использовании голосовых помощников, которые есть сейчас у всех операторов сотовой связи. Этот голосовой помощник перехватывает весь телефонный трафик, который идет на вас. Сам поднимает трубку, сам начинает взаимодействовать с тем человеком, который вам звонит. Если вы знаете, кто вам звонит, вы и так возьмёте трубку. В противном случае вы всегда сможете прочитать и прослушать то, что вам хотели сказать. В моем случае большинство мошенников таким голосовым помощником отсеивается», — отметил создатель компании и разработчик алгоритмов Интернет-розыска злоумышленников Игорь Бедеров.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сотрудники правоохранительных органов лучше других понимают в какой новой реальности живёт население. Поэтому не обижаются, если абонент не верит, что ему звонят, скажем, из полиции и просто кладёт трубку. Никаких наказаний за это не предусмотрено.

«Нужно класть трубку сразу же, не вступать в разговор, не уточнять ничего. Правоохранительные органы пришлют повестку, выйдут лично в адрес так же, как и сотрудники ФСБ, что очень редко происходит. Работники банка, службы безопасности, людям не звонят», — подчеркнул заместитель начальника 1 отдела УБК ГУ МВД России по Санкт-Петербург и Ленобласти Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно коммуникационных технологий Сергей Злотников.

Потеря значительных денежных средств — становится настоящей трагедией для многих пострадавших от действий телефонных мошенников. Особенно это касается пенсионеров. Аферисты не гнушаются ни чем. Получают доступ к личным данным и с помощью оригинальных и поддельных документов, упредительно получают согласие банков на выдачу баснословного кредита, выдавая заёмщика за успешного коммерсанта — объясняют специалисты.

Остаётся только прийти, забрать наличные и передать их курьеру, обрекая себя на финансовую кабалу. Подавляющее число звонков идет из-за рубежа, поэтому кибер-преступления часто остаются безнаказанными. Бороться с ними очень сложно. Лучший способ защитить себя — поменять отношение к своему карманному гаджету.

#мошенничество