Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Эрмитажный театр, который в этом году дал старт форуму, по сей день хранит малоизвестные страницы о жизни в осажденном городе. 80 лет назад на этих скамейках спали музейные хранители, которые круглосуточно упаковывали шедевры из миллионной коллекции.
Это – лишь один факт из истории музея, сыгравшего ключевую роль в сохранении культурного наследия.
«Зимний дворец стоял таким линкором посреди Ленинграда, а рядом с ним стояла яхта «Полярная звезда» – бывшая императорская яхта, в то время – плавбаза Балтийского флота, и она давала электричество Эрмитажу для тех вещей, которые здесь происходили», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Именно эти неизвестные страницы сегодня дополняют героическую историю Ленинграда. Эксперты, культурные и государственные деятели обсуждают, как сохранить память о блокаде и битве за Ленинград.
«Работаем сейчас над наполнением новой экспозиции, которая должна развернуться в помещениях Соляного городка, переданных нам Министерством обороны. Мы понимаем, что еще в истории блокады столько аспектов неосвещенных, аспектов, абсолютно находящихся в тени. В силу того, что ряд блокадных событий являются очень яркими, они в какой-то степени заслоняют своей значимостью», – рассказала директор Государственного мемориального Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.
В тени героических подвигов осталась, например, Малая дорога жизни, которая проходила по Финскому заливу. Леонид Говоров, который руководил Ленинградским фронтом прекрасно понимал значимость этой трассы, – говорит внук и полный тезка знаменитого военачальника.
«Кульминация использования этих трасс – это переброска второй ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм, откуда был нанесен удар, связанный с освобождением города от блокады. Вот эти страницы, не совсем известные, надо открывать, их надо доводить до нашего поколения, для жителей города и страны в целом», – объяснил внук маршала Советского Союза Леонида Говорова, председатель Общественного совета Государственного мемориального Музея обороны и блокады Ленинграда Леонид Говоров.
А сколько жителей пригородов Ленинграда стали узниками концлагерей, еще предстоит выяснить. Как и вписать в учебники истории героическую летопись битвы за Ленинград.
«То, что в Гатчине были концлагеря, то, что в Красном селе были концлагеря, это было известно. В Гатчине был крупнейший концлагерь, там их тоже было несколько. Но там был крупнейший, через который прошло больше людей, чем через Бухенвальд», – сообщила председатель Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова.
«Уже тысячи томов написаны, но все-таки еще есть лакуны, которые надо исследовать. И самая большая – это вставить в историографию значимость Ленинградской битвы. О ней написано очень много. Но с точки зрения хронологии и историографии она выпадает. У нас все битвы – от Москвы и до Берлина, а Ленинградская – отдельно», – объяснил заместитель председателя Совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Исай Кузинец.
Форум «Дневные звезды», который своим названием отсылает к главному блокадному голосу Ольге Берггольц, в этом году объединил порядка 40 культурных учреждений Петербурга.
В их числе – Музей обороны и блокады Ленинграда, Русский музей, Филармония, Музей политической истории. Они представят более 80 мероприятий, среди которых круглые столы, выставки, концерты и новые туристические ретро-маршруты.