Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Подвеска в виде каравеллы — шедевр ювелирного искусства и один из самых известных экспонатов Эрмитажа. Такая форма корабля была очень популярна в Испании XVI века, в эпоху великих географических открытий. Корпус – один цельный колумбийский изумруд. Его вес — 125 каратов. Рядом — не менее интересный экспонат. Каждый лепесток в букете — драгоценный камень.
«Такие украшения — для крепления к плечу, поясу или корсажу. Это можно сказать минералогическия коллекция. Здесь драгоценности разного порядка собраны в элегантный букетик. Нам интересна изумрудная веточка. И чтобы придать живость, какая-то букашка прямо на этой веточке изображена», — рассказала заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, куратор, автор концепции выставки «Безмерно обожая изумруд» Ольга Костюк.
Букет по заказу императрицы Елизаветы Петровны изготовил придворный ювелир Позье. Государыня очень любила роскошь. Благодаря ей собрание пополнилось коллекцией часов, выполненных лучшими лондонскими мастерами.
Обычно все эти шедевры можно увидеть в Бриллиантовой кладовой. Но сейчас их выставили в Синей спальне Зимнего дворца. Отношение к изумруду с глубокой древности было почти магическим.
«Мало какой музей в мире может вот так рассказать о мировой культуре и через изумруды. На самом деле у нас тут все: Античность, Византия, Россия, Индия. Все на свете. Все это разное художественное оформление вокруг изумруда», — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Здесь мы видим уникальную, резаную на сардониксе византийскую камею, такую италинизированную, которую мы датируем XIII веком, и мы видим изумительную по своим декоративным свойствам панагию, которая изображает райский сад», — рассказал хранитель византийской коллекции отдела востока Государственного Эрмитажа Юрий Пятницкий.
Изумрудами украшены оклады икон и церковных книг. Считалось, что эти минералы увеличивают их сакральное значение.