Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Экспозиция относительно небольшая: едва вмещает всех желающих. Но главное здесь — гений места: именно в этих стенах 90 лет назад и прозвучал роковой выстрел.
В центре зала под стеклом — револьвер системы Нагана. Не тот самый, но такой же, из которого вечером 1-го декабря 1934-го прямо в коридоре Смольного был смертельно ранен в затылок первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), любимец жителей города на Неве Сергей Киров. Свидетельства народной симпатии, пусть и частично, отражают картины тех лет: вот «Мироныч» выступает с пламенной речью в окружении заслушавшихся однопартийцев, а здесь — гуляет по ленинградским набережным и общается с пионерами. Было ли это убийство заказным политическим или местью из ревности — даже спустя почти век однозначно сказать нельзя.
На выставке в музее «Смольный» — этажом ниже места убийства — представили документы из недавно рассекреченных томов уголовного дела, полученные в Центральном архиве ФСБ России, в Москве. Есть, например, рукописное свидетельство стрелявшего в Кирова Леонида Николаева.
«»Категорически утверждаю, что никаких участников в совершении мною покушения на Кирова у меня не было». Но под воздействием, наверное, каких-то определённых, может быть, методов, а, может быть, убеждения Николаев через несколько дней подаёт список из 13 фамилий, которым приписывает соучастие в убийстве», — отметила заведующая научно-просветительским отделом государственного историко-мемориального музея «Смольный» Наталья Феоктистова.
Графические работы Исаака Бродского, зарисовавшего Кирова в гробу, посмертная маска политика, траурная лента с похорон и даже фарфоровое блюдце с изображением убитого — организаторы выставки попытались подчеркнуть значение личности главы Ленинграда и масштаб одного преступления, после которого по всей стране начался большой сталинский террор, изменивший судьбы тысяч советских семей.
«Безусловно, у нас есть мемориальная квартира — структурное подразделение Музея истории Санкт-Петербурга — там проводятся мероприятия, посвящённые личности, потому что это квартира Сергея Мироновича Кирова», — отметил заместитель председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Александров.
Одна из популярных в конце 50-х годов версий преступления: к нему, якобы, был причастен сам Иосиф Виссарионович. В советские годы даже была частушка: «Эх огурчики да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике!» Впрочем, современные историки доверять данной версии не склонны. Сам исполнитель Леонид Николаев сразу после рокового выстрела хотел застрелиться, но его остановили. И поставили к стенке через месяц. Это факты. Но теорий и загадок относительно самого громкого убийства в Смольном даже спустя почти век осталось немало.