Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Суды нескольких регионов России уже признали действия фашистов на оккупированных территориях геноцидом. На форуме «Без срока давности» говорили и об истории, и о судебных процессах.
Работа в правом поле будет продолжаться.
«Впереди — еще значительный пласт задач по установлению исторической справедливости. Не менее важно донести правду до международного сообщества, показать твердую позицию России и Белоруссии в вопросе сохранения истины, какой бы неприятной она не представлялась многим государствам мира», — отметил прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник.
Юриспруденция должна работать в связке с историей, эксперты рассказывают, что преступления против человечности не должны иметь шансы на индульгенцию временем, хотя такие попытки оправданий в мире встречаются
«Здесь, например, на форуме в Петербурге собрались люди, которым друг друга убеждать не надо, а нужно убеждать тех, кто в растерянности, кто заблудился еще в тех догмах западного мировоззрения, которые говорили, что превыше человеческого эгоизма ничего нет», — объяснил юрист Сергей Бабурин.
Уже давно события Второй Мировой войны на Западе принято описывать не так, как это видели жители блокадного Ленинграда или участники Курской битвы.
«80 лет Победы — на следующий год, а уже в США, Великобритании, во многих странах Европы уже позиционируется, что в той войне был только один победитель — Америка, а ей помогал верный союзник — Великобритания. Это — нормально или не нормально?», – задался вопросом доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН Александр Савенков.
Дневники жителей блокадного Ленинграда, детские игрушки, найденные в деревнях, которые нацисты ровняли с землей, не считая человеческие жизни. Все это для многих на Западе — неудобная правда, в современном мире, где история порой — рычаг для политических задач.
Жертвами Блокады Ленинграда стали более миллиона человек, и то — цифру нельзя считать окончательной.
«Мы так и не знаем погибших по дорогам, которых вывозили из Ленинграда. Мы только частично знаем их, мы никак не можем узнать, нет документов, конечно. Не найти всех, кто погиб, не найти документов всех, кто погиб», — объяснила председатель Санкт-Петербургской организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова.
Особое внимание исторической памяти уделяют в культурном пространстве. Это касается всех направлений — например, музеев.
«Музей, такой как Эрмитаж, — это матрица настоящего патриотизма, в которой есть гордость за Родину, любовь к Родине и готовность служить Родине на протяжении всей истории России», — подчеркнул генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский.
Скульптура Героя Советского Союза Федора Толстикова пока не является музейным экспонатом. Ее создали прямо на мастер-классе для гостей форума.
«Это — Герой Советского Союза Павел Федорович Толстиков. Мне он близок тем, что я сам из Калининграда, и он отличился при взятии Кенигсберга. Поэтому, я выбрал его для лепки. Думаю, он — очень достойный персонаж», — рассказал приглашенный преподаватель Академии художеств имени И. Е. Репина Виктор Морин.
Историческая память должна оставаться и на экранах. На форуме представили документальный фильм о жизни Ленинградского зоопарка во время блокады.
Его авторы — подростки из центра «Бумеранг».
У авторов — сложная задача. Истории, например Великой Отечественной войны, сами по себе — трагичные. Как избежать ненужного усиления, но при этом показать свой взгляд и творческие ходы?
Молодым режиссерам объясняют законы драматургии, многое они чувствуют и сами. Документалистика — это рассказ о том, как было, а не как тебе показалось.
«Для меня — документальный, конечно же, сложнее, потому что это — работа с информацией, работа с хроникой, с другими материалами. И это, конечно же, — сложнее, потому что ты сам решаешь вместе со сценаристами, другими ребятами, которые делают эту работу, что именно вы хотите донести до зрителя, до слушателя».
Говорили и о том, как преподавать молодому поколению историю страны. На большое пленарное заседание пригласили педагогов из более чем 50 регионов России.
Важно в разговоре с молодежью объяснять все на понятных примерах.
«Мы решили рассказать детям именно о трудовом подвиге детей в возрасте до 18 лет, о том, какой вклад в победу они внесли своим трудом. За основу взяты воспоминания, которые были опубликованы, и с которыми работают дети», — рассказала директор СОШ №10 с углубленным изучением иностранных языков из Владимира Элина Семенова.
Конечно, первые слова о той войне дети узнают в семье, но очевидцев становится все меньше, и уже следующее поколение будет рассказывать детям о тех трагических событиях.
Это — и есть пример сохранения исторической памяти: ведь то, что не имеет срока давности, должно оставаться навсегда.