Фото: Алексей Пахомов / предоставлено телеканалу «Санкт-Петербург» организаторами
Петербургский музыкальный фестиваль имени Станислава Константиновича Горковенко ежегодно открывает слушателям новые или недостаточно изведанные пласты музыки, побуждая к переосмыслению даже известных сочинений, «проявляя» в них ранее не расслышанное. В контексте фестиваля сочинения классиков начинают раздвигать исторические рамки своего существования, обнаруживая связи, актуальность, современность идей.
«Фестиваль Горковенко нацелен на исполнение раритетов. В этом году в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга и ярких солистов из Владивостока, Волгограда, Москвы и нашего города прозвучат полная версия “Концерта на троих” Шнитке, незавершенная опера “Монна Ванна” Рахманинова, две утраченные партитуры Прокофьева, восстановленные специально для фестиваля, нашумевшая в 1905-м опера Римского-Корсакова “Кащей Бессмертный” и ряд других ярких произведений, не часто появляющихся на концертных афишах», — подчеркивает художественный руководитель фестиваля, композитор и дирижер Антон Лубченко.
28 ноября фестиваль откроется программой к 90-летию Альфреда Шнитке. На Новой сцене Александринского театра вместе с киномузыкой ведущего советского авангардиста прозвучит полная версия посвященного Мстиславу Ростроповичу, Гидону Кремеру и Юрию Башмету «Концерта на троих» с включением редко исполняемого «Менуэта», написанного Шнитке после премьеры и не вошедшего в основное издание партитуры — материалы для фестиваля предоставлены дирекцией Юрия Башмета. Также в исполнении одной из самых модных и андеграундных пианисток Петербурга Марии Чёрной прозвучит Концерт для фортепиано и струнных Альфреда Шнитке, премьера которого состоялась в Ленинграде 45 лет назад.
Концерт 3 декабря на сцене Театра Комиссаржевской объединит драматическое искусство и мир музыки. К 160-летию Веры Комиссаржевской приурочено исполнение незавершенной оперы «Монна Ванна» Сергея Рахманинова по одноименной пьесе Мориса Метерлинка, сценическая жизнь которой в России неразрывно связана с именем Веры Фёдоровны. Легенда русской драмсцены блистала в роли Моны Ванны в нескольких постановках, и именно она вдохновила Рахманинова на создание оперы. Композитор успел завершить первый акт, затем вынужден был прервать работу, но недописанную партитуру взял с собой в эмиграцию, лелея надежды закончить труд. Планам не было суждено свершиться: четвертая опера Рахманинова осталась незавершенной, дав, тем не менее, поклонникам композитора возможность наслаждаться красотами первого акта, психологизмом диалогов двух мужских героев.
В этот вечер прозвучат и две версии музыкального оформления, созданного Чайковским и Прокофьевым к драматическим постановкам «Гамлета», — оммаж Уильяму Шекспиру к 460-летию со дня рождения английского классика. Хотя раритетные партитуры разделяют всего 45 лет, они олицетворяют совершенно разные эпохи. Чайковский написал «Гамлета» в эпоху царствования Александра III для постановки своего близкого друга, французского актера Люсьена Гитри, представленной на сцене Михайловского театра в 1891-м — в тот же год, когда родился Сергей Прокофьев. Советский классик создал свою интерпретацию «Гамлета» в 1937-м для спектакля Сергея Радлова, поставленного в Ленинграде в 1938-м и охарактеризованного критикой как «высокий взлет».
Программа фестиваля традиционно включает и произведения зарубежных композиторов. 7 декабря в Малом зале Филармонии состоится концерт-реконструкция одной из программ маэстро Горковенко. Музыка Глинки и Римского-Корсакова прозвучит вместе с фрагментами из балета «Бык на крыше» Дариюса Мийо и сюитой «Париж» Жака Ибера. За пультом — внук Станислава Горковенко Ярослав Забояркин.
Мировая премьера двух сочинений Прокофьева состоится 9 декабря на сцене Капеллы Санкт-Петербурга. Впервые будет исполнена музыка к фильмам 1942 года, написанная композитором в Алма-Ате во время эвакуации. Короткометражный фильм «Тоня» (режиссер А. Роом), так и не вышедший на экраны, посвящен любви и героизму девушки, оставшейся в осажденном городе работать на телефонной станции. А историческая лента «Котовский» повествует о борьбе с немецко-румынскими оккупантами на территории Бессарабии в ходе Первой Мировой войны. Музыка обеих партитур содержит в себе бездну лирики, пронизана русской песенностью, сочетая романтизм с напряженной драмой, как это часто бывает у Прокофьева. После записи музыки к фильмам нотные материалы были безвозвратно утрачены во время пожара. И лишь сейчас, спустя 83 года, восстановлены Антоном Лубченко по авторским рукописям, хранящимся в госархиве (РГАЛИ).
В этот же вечер прозвучит и Первая симфония Рахманинова, на которую сам автор наложил запрет (не только на исполнение, но и на «смотрины партитуры») в течение его жизни и 50 лет после смерти. В музыкальном плане это творение Рахманинова, ставшее жертвой провального исполнения, не уступает признанным шедеврам — Второй и Третьей симфониям композитора. Но в силу того, что авторский запрет был снят лишь недавно, Первая симфония только начинает пробивать свою дорогу к сердцам слушателей.
14 декабря в Эрмитажном театре будет представлена одноактная опера Николая Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». «Осенняя сказочка» — так иронически определил ее жанр сам автор. В 1905-м ее петербургская премьера в театре Комиссаржевской сопровождалась скандалом — общественно-политической демонстрацией в поддержку композитора, открыто выступившего в этой опере и последовавшем за ней еще более жестком «Золотом петушке» против царского режима. Исполнение оперы приурочено к 180-летию композитора и станет шагом навстречу 120-летию петербургской премьеры оперы.
Завершится фестиваль 22 декабря общедоступным концертом. В Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда прозвучит программа, сочетающая взгляд на блокаду Ленинграда разных поколений музыкантов. В год 85-летия Бориса Тищенко, любимого ученика Дмитрия Шостаковича, будет исполнена его симфония «Хроника блокады». Также прозвучит сюита из музыки Антона Лубченко к кинодраме Александра Касаткина «Три дня до весны».
III Петербургский музыкальный фестиваль имени С. К. Горковенко проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.