Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Экспозиция представляет множество граней личности мастера. Его философский путь — от древнерусской старины на Восток и дальше — в грядущее, и его земные искания — Николай Рерих увлекался археологией и был одним из первых, кто сформулировал идею охраны исторических и культурных ценностей.
Знаменитый Пакт Рериха занимает одно из центральных мест в экспозиции.
«Звезды восходящие, мы видим, как они сияют, это тоже влияние Куинджи», — отметила Юлия Елихина, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Критики рукоплескали. Вчерашний студент не превзошел учителя — встал с ним в один ряд. Картину «Гонец» купил сам Третьяков, никому не известного Николая Рериха признали художником. И как юноша, которому едва больше двадцати, смог так точно показать русский народ?
«На основе тех раскопок, которые он производил, на основе того, что он изучал, он мог сделать реконструкцию одежды, а реконструкция одежды — это живая этнография, это быт. И вот форма головных уборов, и жилеты из шкур, и, вероятно, штаны были из шкур животных», — рассказала Юлия Елихина.
Он вступил в археологическое общество, исследовал и заново открывал историю Новгорода. На выставке лишь часть находок — мирно покоятся копья, стрелы, кольчуги славянских воинов. Бесценные артефакты, которые стали ядром его мастерства.
«Пейзаж создает фон определенный, а дальше уже, конечно, шли его знания истории, знания археологии, поэтому он мог воссоздавать какие-то города на своих полотнах. И кроме того, появляются сюжеты из Библии, божества, которые чтятся в православии», — сказала Юлия Елихина.
Киноварь образов обрамлена золотом. В иконостасе пермской церкви Рерих воплотил старорусские традиции, византийское искусство и эпоху Возрождения. Верил — древние религии едины. Так взгляд бескомпромиссного художника устремился на Восток.
Этим же путем прибыл в Ургу, ныне Улан Батор, Далай Лама — писал Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции. Он увлекся буддизмом, и этому на экспозиции посвятили отдельный зал. Здесь и уникальные образцы тибетских икон, и бронзовая статуя Будды Майтреи — её выставляют после реставрации, и, конечно, горы — высшее вдохновение художника.
Не просто живопись — страницы путевого дневника. На вершинах Азии он разглядел богатыря Святогора, пророка Магомета, Иисуса. Чтобы добиться безупречного цвета, наслаивал краски. Позже о космосе Гагарин скажет: неописуемая гамма, как на полотнах Николая Рериха.
«Мы знаем, что огромное количество полотен именно Гималаев Рерих написал. То есть по тому количеству работ, которые он посвятил горам, можно судить, что это та красота, которой он любовался. Нечто несказуемое всегда остается в его картинах. Мы видим горы, но за ними всегда есть что-то ещё», — сказала Елена Бондаренко, специалист по выставочнйо работе Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.
Возможно, они скрывают путь в Шамбалу — загадочную страну живописец искал всю жизнь. Окружающие не понимали, называли ясновидцем, мистиком. Но главная цель была вполне земной — в разгар войн и потрясений он призывал к миру. Миру через культуру.
«Николай Константинович Рерих был, наверное, первым человеком, который предпринял первую в истории человечества ввести общемировое законодательство, касающееся сохранения памятников культуры. Всё это вылилось в знаменитый Пакт Рериха, знамя мира, представленное здесь. Это три круга в кольце, знаменитый символ триединства», — сказал Владимир Абинякин, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Он означает прошлое, настоящее и будущее. Кольцо вечности, в котором навсегда остался и сам Рерих. Чтобы сделать выставку к его юбилею, Эрмитаж объединил музеи России, Белоруссии, Монголии. Больше пятисот работ — весь путь мастера в деталях и красках.
«Здесь у нас кульминация мощного, насыщенного года Рериха, в который объединили усилия 20 музеев России, музей семьи Рерихов, правительство Петербурга, Союз музеев России. Это мощная концентрация интеллектуальных усилий, скажем так, и художественного материала», — сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Его принципы были нерушимы как скалы. Он тянулся к вершинам, чтобы однажды вершиной стать. Но объездив весь мир, хотел только одного — как тот «Гонец», вернуться на Родину. Мечта не сбылась.