Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
83 года назад, 22 ноября 1941 года, начала работу ладожская ледовая Дороги Жизни. После двух с половиной месяцев блокады в Ленинград прибыли первые автомобили с хлебом.
«В истории нет примера равного подвигу Ленинграда, как и нет примера организации снабжения осаждённого города по ледовой трассе. Дорога Жизни стала символом героизма, доблести, любви к Родине ленинградцев. В тяжелейших условиях ее создавали военные, ученые, строители, железнодорожники, жители Ленинграда, городов и поселков Ленинградской области. Водители и регулировщицы ежедневно совершали подвиг, чтобы спасти ленинградцев от голода, доставить хлеб и организовать эвакуацию жителей», — отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Он напомнил, что ледовая дорога помогла Ленинграду выстоять в самую страшную зиму 1941-1942 годов. Уже к концу декабря были увеличены нормы хлеба — рабочим — 350 граммов, служащим, детям, – 200 граммов.
Дорога Жизни продолжала работать до марта 1943 года, когда после прорыва блокады была построена Дорога Победы — железнодорожная ветка, проложенная по южному побережью Ладожского озера.
«В сегодняшнее время актуальна память, и наши ветераны с особой болью, с особой честью передают эту память подрастающему поколению. Сегодня внуки Победы встали на защиту не только нашей Родины, но и тех, кто нуждается в заботе нашего государства», — подчеркнула председатель Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга Елена Фидрикова.
С 2021 года в соответствии с городским законом День начала работы ладожской ледовой дороги отмечается как памятная военная дата. По всей Дороге Жизни установлены памятники и открыты музеи.
«Каждая четвертая машина не вернулась с рейса, 1 615 000 тонн перевезенных грузов, 1 367 000 эвакуированных жителей — во все времена цифры максимально убедительные», — отметил глава администрации Красногвардейского района Андрей Хорт.
В Петербурге — более 46 тысяч жителей блокадного Ленинграда. С дорогой жизни многих из них связывают личные истории. Отец Людмилы Смирновой работал на ней шофёром. Прошел всю войну. В семье — две медали «за оборону Ленинграда»
«После войны даже котелок хранился алюминиевый, отец говорил, что они привязывали его для того, чтобы не уснуть. Он держал этот котелок как память об этом», — поделилась воспоминаниями жительница Санкт-Петербурга Людмила Смирнова.
Также губернатор рассказал, что сегодня ветераны, представители молодежных объединений и волонтеры проводят Марш памяти, возлагают цветы к памятнику блокадной регулировщице, мемориалу в Осиновце, памятникам «Разорванное кольцо» и «Героям Дороги жизни». Участники марша посетят музеи «Дорога жизни» и «Штаб автомобилистов Дороги жизни».