Фото: пресс-служба СПб ГБУК «Петербург-концерт»
Впервые идея беспрецедентного для музыкального мира проекта, когда один оркестр под управлением одного дирижера исполняет многочасовой концерт, освещающий творчество одного композитора, была воплощена маэстро Стадлером в 2014 году. За десять лет в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга прозвучали все симфонии Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, «Лондонские» симфонии Гайдна, Двенадцать симфонических поэм Листа, симфонические произведения Александра Скрябина, Густава Малера, Рихарда Вагнера, Сезара Франка, Рихарда Штрауса, а также самые значительные симфонические партитуры Сергея Рахманинова. Вошедший в историю марафона восьмичасовой концерт, в котором были исполнены все девять симфоний Бетховена, был официально признан рекордом России.
В этом году грандиозное симфоническое действо, которое состоится на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, приурочено к 215-летию со дня рождения композитора, пианиста, дирижера и общественного деятеля Феликса Мендельсона. В его творчестве объединены романтические тенденции, черты классицизма и барокко. Именно Мендельсон возродил интерес современников к музыке Баха, он всегда содействовал сохранению и развитию истинного искусства и помогал большим талантам.
Современник композитора француз Гектор Берлиоз так отзывался о нем: «Все, что я слышал из его произведений, очаровало меня; я твердо уверен, что это одно из самых высоких музыкальных дарований эпохи…»
«Симфонический марафон – 2024. Мендельсон. Все симфонии» откроется в 16:00 исполнением Симфонии № 1, написанной Мендельсоном в 1824 году, когда ему едва исполнилось пятнадцать лет. Впервые она прозвучала в Германии и была тепло встречена публикой, однако партитуру молодой композитор подарил оркестру Лондонского филармонического общества: спустя пять лет после написания симфония была исполнена в Британии, и оркестром дирижировал сам автор.
Во втором отделении марафона в 17:00 гости услышат самую исполняемую в наследии Мендельсона Симфонию № 3 «Шотландскую»: премьера этого произведения, в котором композитор запечатлел свои воспоминания о путешествии в суровый и таинственный Эдинбург, состоялась в 1842 году в Лейпциге.
Симфония № 4 «Итальянская» прозвучит в третьем отделении марафона, которое начнется в 18:00. Постоянная гостья концертных программ, светлая и радостная, она отразила настроения Мендельсона во время путешествия по городам Апеннинского полуострова: впечатлениями от прекрасной Италии, записанными на языке музыки, композитор впервые поделился в Лондоне в 1833 году, лично дирижируя оркестром.
Четвертое отделение марафона откроется в 19.30 знаменитой «Реформационной» симфонией: работа над ней была завершена в 1830 году, и она является второй по времени написания в творчестве композитора. Однако ввиду непростой исполнительской судьбы партитура была опубликована лишь после кончины Мендельсона и получила пятый номер. Создание Симфонии № 5 было приурочено к празднованию 300-летия утверждения лютеранства в Германии: неслучайно ее финал построен на теме хорала «Твердыня крепкая — наш Бог», по преданию написанной Лютером. «Реформационная» симфония Мендельсона наряду с «Фантастической» симфонией Берлиоза являются первыми образцами программной симфонии в истории музыки.
В пятой заключительной части марафона, которая начнется в 20:30, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением главного дирижера и художественного руководителя Сергея Стадлера при участии солистов «Петербург-концерта», а также солистов Ансамбля «Рождество» исполнит «Хвалебную песнь Господу», Симфонию № 2, написанную Мендельсоном в 1840 году на библейские тексты по случаю празднования 400-летия изобретения книгопечатания. Вдохновленный Симфонией № 9 Бетховена, композитор создал собственное великолепное симфоническое полотно, воспевающее мудрость и величие Создателя.