Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Миниатюрные шпили и арочные своды, устремленные к небу, точно передают сложные формы готического собора. На фасадах храма мечты, который едва ли возможно возвести в камне, но вполне реально из пластичного серебра – сцены и персонажи из Евангелия: Сын Божий, Мадонна, апостолы. Монстранц, как Библия, застывшая в ювелирном шедевре. У подножья – епископ Николай – дароносицу изготовили для церкви святого в Ревеле.
«Хотя сомнения были у некоторых въедливых исследователей, так как выглядит как святой Елигий – это покровитель ювелиров, многим хотелось видеть Елигия. Но все-таки Николай», – отметила хранитель коллекции средневекового искусства Екатерина Некрасова-Щедринская.
Монстранц – атрибут католического храма. Широко использоваться дароносицы стали в 1264 году, когда был установлен праздник Тела Христова.
Монстранс представляет собой сосуд для почитания Святых даров. Как правило, это хлеб, символизирующий тело Христа. Гостию помещали в прозрачную емкость и выносили верующим во время процессий или торжественных месс. Созерцание было важным моментом: глаза считались вратами сердца. С XV века и по сей день монстранцы в основном делают в форме диска с золотыми лучами – символ Божественного света. Но в романскую и готическую эпохи, к которой относится работа Ганса Рисенберга, их отливали из позолоченного серебра в виде собора.
«Здесь есть чеканка и полировка и много различных техник литья, но именно из-за того, что сосуд сделан из драгметаллов, они должны были служить замечательной воле для прославления господа. В нем типичные архитектурные детали. Например, мы знаем – на Соборе Парижской Богоматери есть галургии, которые служат водостоком, здесь тоже они есть», – отметила заведующая отделом западно-европейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Ольга Костюк.
История монстранца Ганса Рисенберга прослеживается с момента его создания. Свою работу ювелир не только подписал, но и поставил дату – 1474 год. Сохранились даже документы, которые в подробностях рассказывают, как создавался шедевр, что для средневекового искусства большая редкость. 47 лет монстранц выполнял свою сакральную функцию. После – начались удивительные и опасные приключения реликвии. В Россию его привез генерал-губернатор Александр Меньшиков после капитуляции Ревеля.
«Все, так или иначе связанное с его историей, как бы тянуло его в Россию. Это, действительно, наполненная приключениями история. И даже удивительно, что в центре бурных событий, в которых оказывался этот монстранц, он сохранился до нашего времени», – отметил заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов.
В коллекцию Эрмитажа попал в 1894 году. Пережил первую мировую войну и блокаду Ленинграда. И даже был целью Гитлера, который мечтал создать центр мирового искусства в Линце. Но город на Неве выстоял и сегодня монстранц — один из самых ярких экспонатов Зимнего дворца.