Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Ребристые узоры только кажутся случайными. Таким рельефным и будто небрежным фасад задумывали еще советские мастера. Постепенно ему возвращают исторический облик. Это уже не реставрация, а скорее реанимация – несколько лет назад возникла угроза обрушения эркеров.
«Просто давайте обратим внимание на эти существующие балки, которые вы видите. Посмотрите, они не просто в дырках все, они как фольга стали, то есть несущую способность балкон уже не имеет. Рано или поздно рухнул бы», – рассказал руководитель проекта Владимир Жуковский.
Устаревшие конструкции не просто меняют – внутри создают гидроизоляцию. Большая влажность и суровый климат не пощадили и другие архитектурные элементы. Десять обелисков, которые украшали крышу здания, сейчас восстанавливают в мастерских.
«Они были изготовлены в свое время из бетона, и в течение достаточно большого времени подвергались всем агрессивным условиям и пришли в неудовлетворительное состоянии», – рассказал первый заместитель директора Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры Александр Тарасенко.
Для них подобрали более легкий и надежный материал – фибробетон. То же самое ждет и герб – величественный центр дома разбирают до основания. У него будет новый металлический каркас. Дополнительно отремонтируют и кровлю.
Большая часть работ уже завершена. Во дворе сняты строительные леса, освободить лицевой фасад практически полностью обещают в ноябре. Когда это случится, дом станет таким: строгие и сдержанные тона, обновленные стены и колонны.
За сеткой эта красота сталинского неоклассицизма была скрыта больше двух лет. В КГИОП заверяют – реставрация проходит планово. Объект действительно сложный – «Дом текстилей» начали строить еще до войны, завершили в 1955 году. Процесс не раз прерывался, менялись техники и материалы. Но теперь каждый миллиметр нужно оставить ровно таким, как в советские годы.
«Нашим реставраторам приходилось работать на каждом, казалось бы, внешне типовом элементе с индивидуальным подходом. По результатам расчисток и раскрытий выяснялось, что конструкции внутренние железобетонные вообще по-разному выполнены и даже в общем-то характеристики бетона, марка, арматура тоже в разном состоянии», – отметила заместитель председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Александра Комиссарова.
Позади самый сложный этап. Остается укрепить часть конструкций и вернуть на место детали. Тотальное преображение планируют завершить в следующем году.