Раньше мошенники звонили и представлялись сотрудниками банка — теперь они все чаще звонят от имени правоохранительных органов. Рассказываем об этом виде мошенничества и советуем, как защититься.
Краткое описание мошеннической схемы
Мошенники осуществляют звонок, представляясь «сотрудниками правоохранительных органов», сообщают о наличии в производстве материалов уголовного дела, открытого в отношении потенциальной жертвы по заявлению Банка России. Злоумышленники побуждают клиента предоставить им персональные данные и информацию о последних банковских операциях, открытых счетах и др. информацию, составляющую банковскую тайну. В дальнейшем данная информация используется злоумышленниками при звонке от «сотрудников банка».
Что необходимо сделать, чтобы не попасться на удочку мошенника Настоящие сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают информацию в рамках телефонного разговора. Если вам поступил подобный телефонный звонок, необходимо прекратить разговор и не разглашать никаких персональных данных.
По 51-й статье Конституции РФ вы имеете право не свидетельствовать против себя. Это значит, что даже настоящим сотрудникам вы можете ничего о себе не говорить.
Есть несколько факторов, на которые нужно обратить внимание во время разговора.
Мошенники часто ссылаются на закон о неразглашении. «Сотрудник» МВД, прокуратуры или ФСБ может сказать, что вы не имеете права рассказывать об этом звонке, потому что он под тайной следствия. Закон о неразглашении действительно существует, но работает по-другому: с вас должны взять расписку, а не просто позвонить и запретить рассказывать о звонке
Настоящие сотрудники никогда не спрашивают, каким банком вы пользуетесь. Если у вас будут узнавать, на какую карту вы получаете зарплату, сколько на ней сейчас денег и когда вы последний раз выводили средства — это точно мошенники
Мошенники постоянно просят вас не вешать трубку. Это нужно, чтобы вы не могли расслабиться и спокойно взглянуть на ситуацию. «Сотрудник» будет постоянно переадресовывать звонок на других людей: подставных консультантов банка, директора ближайшего банковского отделения или даже на капитана ФСБ. По факту мошенники будут просто передавать друг другу телефон
«Сотрудник» может начать угрожать. Например, ответственностью перед законом.
Что делать во время и после звонка
Действуйте по алгоритму:
Ничего не говорите о себе, но узнайте, кто именно вам звонит. Спросите имя и фамилию сотрудника, отделение, в котором он работает, его звание или должность
Повесьте трубку
Найдите в интернете официальный телефон отделения, которое вам назвали, и позвоните туда. Например, могут сказать «31-е отделение полиции» или «отделение полиции по Юго-Западному округу». Спросите, есть ли у них сотрудник, который вас набирал, и о каком деле он говорил. Скорее всего, вам скажут, что это был мошенник
Если вы все-таки отдали мошенникам деньги, обратитесь в банк и МВД. Подробнее о том, что нужно делать в этом случае, можно найти на сайте «Госуслуг»: откройте раздел «Жизненные ситуации», затем «Финансовое мошенничество» и «Что делать при обмане».