Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Кажется, этим экспонатам удалось остановить время. Они будто из под кисти художника — возраст выдают лишь таблички и фотографии. Полсотни редких предметов из разных исторических эпох. Многие были практически уничтожены и на их восстановление ушли долгие месяцы кропотливой и филигранной работы.
«Вот эти две скульптуры были в совершенно руинированном состоянии. У них не доставало каких-то частей, они были расколоты, и реставратор очень долго и упорно воссоздавал это все, тонировал, и мы сейчас можем увидеть результат. А здесь мы можем увидеть процесс, как рельеф этот был разбит, и он его потихонечку начинает собирать, и там где белый гипс, мы можем видеть восполнения», — рассказала Дарья Черепанова, художник-реставратор, куратор выставки.
По намеренно оставленным не отреставрированным участкам можно понять, каких трудов стоило вернуть, например, «Даме в черной шляпе» былую красоту. Рядом — инструменты, которыми специалисты, словно пластические хирурги, возвращали первоначальный вид живописи.
«Для укрепления живописи мы используем утюги для того, чтобы в процессе укрепления, как бы прогревая поверхность, мы укладываем мелкие-мелкие фрагменты, и как бы подклеиваются», — сказала Галина Эндер, художник-реставратор живописи Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Зачастую работа реставраторов скрыта за закрытыми дверями мастерских. Отсюда и название выставки. По ней можно проследить, как восстанавливают шедевры. Ежегодно в Музее истории Санкт-Петербурга вторую жизнь получают более 500 предметов.
Груда дров — это все, что могло бы остаться от этого старинного кресла, если бы оно не попало в руки реставраторов. Несколько десятилетий назад мебель пострадала в одном из наводнений Ленинграда. Теперь ему возвращают первозданный вид. И несмотря на современные материалы и инструменты, реставраторы используют технологии прошлого. Как и 100 лет, кресло обивают конским волосом и морской травой.
По соседству ещё одна жертва наводнений. Впрочем, сегодня следов природных катаклизмов на кресле уже не найти. Осталось вернуть лишь лицевую обивку.
«Утраты многочисленные и по резьбе, и по конструктиву. Пришлось восстанавливать. Ноги задние были упилены на 10 сантиметров, то есть пришлось их наращивать, установлены ролики спереди», — сказал Владислав Ананьев, художник-реставратор столярной мастерской Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
А в мастерской по металлу, словно ювелир, работает Борис Ребров. Ватными палочками аккуратно убирает следы коррозии с таблички, которую в 1846 году установили на месте строительства Невского моста — так изначально планировали назвать Благовещенский мост. В профессии уже больше 40 лет, говорит, главная заповедь реставратора — не навредить.
«Мы стараемся лишнего не привносить от себя. То, что вредит предмету, мы стараемся удалить», — сказал Борис Ребров, художник-реставратор Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
В музее открыто восемь мастерских, в которых работает всего 14 специалистов. Но зато каких!
«Наши реставраторы на высочайшем уровне восстанавливают предметы. Есть вещи, которые поступили к нам в руинированном состоянии, и конечно, частично идёт и воссоздание предмета, такие случаи бываю. Но в основном мы реставрируем предметы, не внедряясь настолько, чтобы это был новодел», — сказала Вероника Коппель, главный хранитель Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Результаты трудов реставраторов заняли сразу несколько залов. Многие из предметов никогда не выставлялись. И выйти в свет им помогли мастера, которые почти всегда остаются за кадром.