Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Функциональный свет. Архитектурная подсветка. Праздничное освещение. Город, как модник, меняет свои наряды и при этом настойчиво диктует жителями не только свое настроение, но даже путь.
Среди особенностей уличного освещения Петербурга – выделение архитектурных доминант. Особый вид достопримечательности обретают вечером. Благодаря архитектурной подсветке, и это – главная функция. Эстетическая.
Впрочем, есть и еще одна. Свет указывает направление движения, и это хорошо заметно на контраст между освещенными тротуарами и темным сквером, и это – реализация одного из ключевых принципов городского освещения. Гармоничности.
Главные акценты должны быть хорошо заметны водителям и пешеходам. В принципе, вся система света в мегаполисе выстроена именно для участников дорожного движения.
Яркие фонари не нужны в местах неспешных прогулок, в глубине парков, и это – баланс, который уже вырастает в новое направление – проектирование темноты. Пример – Исаакиевский сквер.
«Это сделано, чтобы сделать акцент на архитектуре, которая является главенствующей в этом пространстве. Все равно довольно большое количество света попадает в сквер и после того, как вы туда заходите, проходит 5 секунд, глаз адаптируется, и вы чувствуете себя там в безопасности», – рассказывает ученый ассистент и ученый университета ИТМО, кандидат технических наук Светлана Рослякова.
Безопасность – главный критерий при проектировании освещения. Особенно хорошо это заметно на примере современных кварталов. Там, зачастую реализуют несколько световых сценариев.
Часть приборов включается только для выделения архитектурных, ландшафтных акцентов, но именно комфорт жителей определяет и количество света, и его расположение.
«Освещенность мы берем немножко выше нормативной. Для создания более комфортной среды, для жителей. И, в тоже время, немаловажна безопасность жителей. Мы стараемся сделать таким образом, и это – приоритетная задача, чтобы у нас не было темных пятен – говорит главный инженер компании-застройщика Юрий Блинов.
Весь свет должен работать по определенному сценарию. Чтобы в разное время суток и года ощущения жителей от привычных пейзажей менялись. Впрочем, и для каждого города эти сценарии – разные.
Петербург – особенный: из-за большого количества домов-памятников. История, культура, наследие подталкивают дизайнеров работать со светом более трепетно. Это ведет к тому, что в отличие от большинства городов, свет в Северной столице мягче.
Говоря языком профессионалов, улицы не пересвечены.
«Когда много света в городе, человек не чувствует его. Значит, этим невозможно стимулировать. То есть, он не будет знать, что фотографировать, он не будет знать, куда идти. Если очень много света. Поэтому в конструкции световой среды необходимо балансирование количества света», – объясняет организатор форума «Свет для человека» Наталья Быстрянцева.
Именно баланс – в основе разработанной для Петербурга концепции наружного освещения. Она объединяет разные стили и задачи света.
«Это – некий итог работы, собраны исследования, классификация разных видов освещения по городу, и даны рекомендации по комплексному решению для города: что и где нужно улучшить. Кому он поможет? Он поможет исполнительным органам и тем организациям, которые в городе занимаются реализацией освещения», – рассказывает врио заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Елена Крамскова.
Изменения происходят в том числе благодаря новым технологиям. Сами приборы становятся все более утонченными. Это позволяет создать более точный художественный образ зданий, а, значит, и города.
О современных трендах эксперты говорили на форуме «Свет для человека».
«Если говорить об Эрмитаже – объекте культурного наследия – то мы должны показать людям, что касается его архитектурных компонентов. Человек должен видеть то здание, которое архитектор запроектировал и построил – говорит главный энергетик Государственного Эрмитажа Александр Исаев.
Эксперты на форуме отмечают: улицы Северной столицы, построенные для света фонарей, и сегодня могут сохранять свой приятный, продуманный полумрак.
«Может быть, чрезмерная яркость не нужна. Полихромия есть. Но не надо стремиться еще ярче, еще красивее, и, главное, – согласно современным стандартам», – говорит член-корреспондент отделения архитектуры Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессор Московского архитектурного института Олег Явейн.
Интересно, что каждый уголок города можно разглядеть, просто прогуливаясь по нему, а вот из космоса освещение Петербурга видно редко.
Этот снимок летчика-космонавта Сергея Рязанского – результат долгой фотоохоты.
«Снять его очень сложно. Потому что только в боковой иллюминатор и далеко. Плюс, нужно стечение обстоятельств – чтобы я был на месте, чтобы Петербург был виден. Чтобы тучек не было, а у вас с тучками всегда очень неплохо – делится Герой России, летчик-космонавт Сергей Рязанский.
Укутанный облаками или туманом, пасмурной зимой или в сезон белых ночей Петербург меняет свой цвет.
Это понятие неотделимо от термина «наружное освещение» так же, как безопасность, комфорт и эстетический вид города.
Северная столица становится все светлее. При этом, сохраняется хорошо знакомый и такой уютный теплый центр города на Неве.