Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Окунуться в ностальгическую атмосферу восьмидесятых помогают не только магнитофонные кассеты и снимки на полароид из доцифровой эпохи, но и почти ламповый звук старого русского рока в наушниках.
Их вместе с гаджетом выдают посетителям на входе.
Бобины с первыми записями, культовые концертные костюмы, редкие документы, три гитары, собиравшие тысячи поклонников и которые впервые после гибели владельца представлены вместе.
Тринадцать залов вместили все, что за два года возможно было собрать из семейных архивов, у друзей, поклонников и коллекционеров.
Уникальные личные вещи певца, 30 с лишним лет хранившиеся в коробках, впервые выходят в свет. Для сына Александра это – еще и особые воспоминания.
«На этой гитаре я когда-то учился играть первое баре. Поэтому, конечно, у меня с ней связаны особые воспоминания. Я при этом на ней как-то побаиваюсь играть полноценно. Наверное, когда был маленький, было проще, потому что не вкладывал в нее всяких смыслов. Поэтому, можно было достать си-минор», – рассказывает креативный продюсер выставки «Виктор Цой. Легенда», сын Виктора Цоя Александр Цой.
Авторы выставки постарались передать не только атмосферу, но и настрой музыканта в разные периоды жизни, и это – не только сцены и студии.
Горы угля, стальные стены, печь, символизируют огненную атмосферу ленинградского андеграунда. Знаменитая «Камчатка», в которой какое-то время музыкант работал, и не только перелопатил тонны угля, но и писал и даже давал концерты.
Для полноты ощущений в зале – инсталляция с запахом кочегарки. Авторы уверены, что Цой – вне поколения и вне времени: абсолютно безальтернативный герой, которого любят все.
«Впечатления невероятной актуальности, и что это – та личность, которая связывает поколения. Когда есть поколение мое, есть поколение родителей и есть, на мое удивление, огромное количество 20-летних, 20+, которым все это близко, которые слушают Цоя», – говорит историк культуры, лектор Анна Михайлова.
«Больше всего понравились два зала (следующие за этим залом). Зал, где горы угля и в них воткнуты гитары и музыкальные инструменты, и, конечно, зал с аудиокассетами – рассказывает посетительница выставки «Виктор Цой. Легенда» Александра Грудкова.
Художественному творчеству певца отведен отдельный зал, который организаторы называют «выставкой в выставке».
Здесь впервые публике представили самое полное собрание картин Виктора Цоя.
Для большинства поклонников Виктор Цой – музыкант. Музыкант, но ведь одновременно он писал и картины, состоял в одном из популярнейших ленинградских движений.
Серия рисунков про стиляг родилась у музыканта после просмотра культового фильма Цукермана «Жидкое небо» и, хотя работы не подписаны, в них угадывается главная героиня фильма. Роль, исполненная Энн Карлайл то на прогулке, то за рулем автомобиля, то позирующая, как модель.
В экспозиции отображены практически все моменты биографии Цоя – кроме трагической, когда в результате аварии 15 августа 1990 года музыкант погиб.
Потому что фраза «Цой жив», популярная среди фанатов «Кино», все еще имеет силу.
Впрочем, организаторы не могли обойти вниманием один важный артефакт – аудиокассету, которая была в машине у Цоя в момент трагедии. Немой свидетель той катастрофы.
«Сам этот предмет, наверное, наделен для меня какой-то определенной значимостью. Тем более что эта кассета остановилась как раз, или там даже заела, на тексте, который звучал так именно сегодня, именно сейчас. Именно сегодня, именно сейчас. В этом есть какая-то мистика, наверное – делится своими выводами автор идеи, продюсер выставки «Виктор Цой. Легенда» Агния Стерлигова.
Уникальная вселенная Виктора Цоя – это записки, письма, телефонные книжки с контактами известных музыкантов, актеров, режиссеров того времени и современности.
Настоящий парад планет, где все вращается вокруг самой яркой звезды – звезды по имени Солнце.