Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
Он не хотел идти в корабелы, мечтал стать историком, но получилось так, что сам он теперь – часть большой истории старейшего предприятия Северной столицы.
Адмиралтейцу Владимиру Александрову – 80 лет. Говорит: пусть и ходить уже сложно, но в душе – всегда 20.
Именно в таком возрасте в 1967 году он пришел простым мастером в стапельный цех №9.
«Здесь, наряду с отрицательным моментом, эта работа – на открытом воздухе, а с другой стороны – это романтика. Выйдешь – видишь Финский залив, видишь Кронштадт. Это – такая романтика!», – говорит генеральный директор «Адмиралтейские верфи» (с 1984 по 2011 г.г.), Герой России, почетный житель Санкт-Петербурга Владимир Александров.
Запись о работе на «Адмиралтейских верфях» в трудовой так и осталась единственной. Менялись только должности.
Как кораблю дует попутный ветер, так и его карьера быстро идет в гору. В 1984 году, когда Владимиру Леонидовичу исполняется 40, он становится генеральным директором.
Молодой руководитель, что называется, «до винтиков» знает все свои корабли и подлодки. Ведь для корабелов, говорит, это – не просто металлические коробки. Многотонные суда любили, как своих жен.
«Директор Харитонов Владимир Семенович как-то на банкете признался в присутствии жены, что он любил еще одну женщину. Жена – бедная. Говорит: блондинку. Блондинкой была лодка титанового сплава, светленькая такая. Жена согласилась: это – достойная соперница», – продолжает Владимир Александров.
За годы работы Владимир Александров принял участие в строительстве более чем 200 кораблей, подлодок и глубоководных аппаратов. Одной из первых и знаковых стала суперсекретная для того времени подлодка 705-го проекта.
«Торпедный отсек, впервые были применены самые новейшие торпеды разного класса и назначения, в том числе, – торпеды-ракеты «Вьюга», которые сыграли огромную роль. Эта лодка-автомат, как было принято говорить, водоизмещением в 3 тысячи тонн. Это, по сравнению с другими проектами, – в полтора-два раза меньше».
Были и еще два проекта, за которые Владимир Александров получил звание Героя России. 1851 и 1910. Нельма и Кашалот.
Про них до сих пор мало что можно найти. Секретные глубоководные станции, по одной из версий, создавались для подводной разведки на глубинах до 1 км – а, может, и больше.
Экс-гендиректор даже спустя годы больше того, что написано в открытых источниках, не говорит.
«Поскольку глубины эти требуют достаточно больших аппаратов, то на них должны быть размещена специальная энергетическая ядерная установка. В этой части наша наука, все министерства и ведомства создали такую технику: подводную лодку, которая позволяет погрузиться по официальным данным на 1 тысячу метров, а насколько больше, знает только заказчик».
Впрочем, сегодня на верфях строят аппараты, которые погружаются уже на шесть с лишним километров.
Вот только этого прорыва могло бы и не быть. На волне перестроечных перемен и лихих 90-х, когда промышленность, в том числе судостроительная, резалась на металлолом, на Адмиралтейских верфях боролись за каждый заказ.
Владимир Александров, как показало время, принял верное стратегическое решение: несмотря на катастрофическое сокращение госзаказа, предприятие начинает строить неатомные подлодки.
На экспорт. В основном, для Ирана и Китая. Затем пошли танкеры для Индии и Германии. Это решение позволило сохранить коллектив и вовремя выплачивать зарплаты.
«Я на свой страх и риск строил две подлодки за счет внутренних резервов завода и не ошибся. Помните, раньше был продуктовый набор: палка колбасы финской, греча, сахар, соль. Вот так и мы продали две подлодки по очень высокой цене. И вот пошел старт – 24 декабря 1997 года мы получили платеж на счет завода – 95 млн долларов. Вот это был старт! Мы рассчитались с долгами, банки плакали и рыдали, мы сейчас тебе морду набьем, мы же лишились такого деятеля и так далее».
Фамилия Александров на «Адмиралтейских верфях» все равно, что Петр Первый для Петербурга. Может, звучит и немного пафосно.
Владимир Леонидович уже больше 10 лет, как оставил пост гендиректора, а его до сих пор здесь помнят, уважают и спешат пожать руку при встрече.
«От всей души поздравляю вас с наступающим днем рождения! Рад вас видеть в добром здравии!».