Кто и зачем в век мощных моторов продолжает ловить ветер в акватории Невы

8 сентября  15:40 Репортаж

Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.

1
Под парусами вместе с участниками Всероссийской студенческой парусной лиги. В соревнованиях участвуют 50 экипажей из 22 вузов страны. Также петербургские студенческие команды сразятся между собой за Кубок губернатора и за победу в чемпионате города.

Морская романтика – ещё одна вдохновляющая сторона жизни Петербурга! Для парусного спорта открыты и акватория Невы – в интерьерах исторической застройки, и водные просторы Финского залива. Мало того, именно у нас придумали и выпустили на волны уникальную яхту нового класса. Этот проект двинул вперёд весь отечественный яхтенный спорт.

Как конструктор «Лего» только для взрослых мальчиков. Вручную собирают крепления, переборки, шпангоуты. Точность работы – до миллиметра.

«Этот этап, возможно, самый главный в постройке корпуса. Это бак плавучести, он должен быть полностью герметичный, если нет – попадет вода и яхта пойдет ко дну», – рассказал начальник участка Владимир Шишкин.

Перед стыковкой корпуса с палубой шлифуют борта – тоже вручную. На этих верфях каждый мастер – немного моряк.

«К морю тянет! Хочется в море!» – поделился мастер Михаил Авдащенко.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Первого яхтсмена Петербурга – Петра Первого – подбрасывало на волнах в шестиметровом деревянном ботике. Царю и не снилась такая семиметровая красотка из композитов. Наши мастера впервые применили метод вакуумной инфузии: несколько слоёв стеклоткани пропитали смолой и соединили – как сэндвич.

«Сам по себе пластик – он соответствует по прочности судостроительной стали, а вес в несколько раз легче. При очень жестких параметрах корпуса мы получаем минимальный вес, лодка на воде достигает максимальных скоростей», – рассказал главный конструктор яхты Александр Филиппов.

Производство нового класса яхт МХ 700 в Петербурге дало толчок к развитию парусного спорта всей страны.

«После советских времен вся эта отрасль деградировала, а сейчас благодаря этому проекту идет возрождение: шьются паруса, изготавливаются веревки, материалы под нас. Мы добиваемся от наших поставщиков российских, чтобы они выдавали те характеристики, которые нам нужны», – рассказал главный конструктор яхты Александр Филиппов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Флотилия петербургских яхт уже перевалила за 150 судов. Автор идеи и разработчик Дмитрий Жайворонок на земле не частый гость. Буквально живёт на воде.

Министерство спорта официально признало МХ 700 отдельной спортивной дисциплиной – теперь все основные соревнования проходят именно на них. На воде городу на Неве равных нет.

«Если мы возьмём формальные рейтинги, Санкт-Петербург всегда был в лидирующих. И сейчас точно на первом месте. Это единственная акватория, место, которой пользуются многие регионы России. И на чемпионат к нам приезжали с различных регионов», – рассказал руководитель региональной Студенческой парусной лиги Дмитрий Жайворонок.

12-летний Данила в этом спорте с 6 лет. Специально переехал из Москвы в Петербург, чтобы тренироваться в нашей школе олимпийского резерва. Сейчас уже инструктор помогает другим поднимать парус.

«Маленький – он называется стаксель, средний – он называется грот, и большой – он называется геннакер», – объяснил мастер спорта по парусному спорту, член сборной команды России Данила Рерих.

Потянешь за веревочку – парус повернется и поймает порыв. Мчишь со скоростью до 40 узлов. Через полчаса чувствуешь себя морским волком.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Капитан Рерих – потомок именитого художника – тоже по-особенному чувствует цвета и оттенки. Но не рисует – предсказывает порывы ветра.

«Мы можем увидеть, что бухта в разных цветах: то есть, ближе к берегу, слева, более темная вода; сверху – светлая; и чуть-чуть правее – ветры – это всё порывы ветра. И по ним мы ориентируемся. Чем темнее вода, тем сильнее на этой территории ветер. Мы ходим в черную воду», – рассказал мастер спорта по парусному спорту, член сборной команды России Данила Рерих.

На этой многополосной трассе – яхтсмены всех возрастов и профессий. Больше 5 тысяч петербуржцев ежегодно ныряют с головой в романтичное хобби. Капитан с морским именем Марсель бороздит просторы на одиночной лодке класса «Оптимист». В свои юные годы освоил очень взрослые навыки.

«Учишься проводить время в одиночестве. Некоторым людям нужно только в компании быть, а вот когда ты занимаешься яхтингом, тебя это учит самостоятельности», – поделился яхтсмен Марсель Грамма.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Самые массовые в постсоветской истории России Студенческие парусные соревнования возрождены в Петербурге. В эти выходные акваторию рассекают 50 команд из 22 вузов. Владивосток, Калининград, Ростов-на-Дону, Москва – за кубок борются молодые со всей страны.

«Сегодня повезло – ветер +/- стабильный. Все едут – мы едем. Мы приехали первые!» – рассказал участник Всероссийских студенческих соревнований, студент ИТМО Александр Крылов.

«Что-то пошло не так на старте. Мы настолько хотели быть первыми, что пошли раньше, чем надо. И наш фальстарт очень быстро заметили и вернули нас обратно», – поделилась участница Всероссийских студенческих соревнований, студентка Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Татьяна Голозубова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В следующем году – наш город проведет первый чемпионат России в классе МХ 700, дальше он берет курс на международную арену. Так зачем вообще в век скоростных моторов ходить на парусе?

«Здесь не вопрос скорости. Здесь вопрос, что ты управляешь стихией ветра, воды, пытаешься укротить и воздействовать, используя физику, управлять и двигать лодку. Это несравнимый процесс от кнопочного режима до ручного управления стихией», – рассказал руководитель региональной Студенческой парусной лиги Дмитрий Жайворонок.

Сезон закроют в конце сентября, но уже в апреле оттаявшие воды Финского снова встретят первых влюблённых в паруса.

#яхтенный порт