Ваш браузер не поддерживает элементы с видео.
На многих домах и мостах Петербурга можно встретить особые таблички. Как, например, здесь. Недалеко от Синего моста. На водомерном столбе — бронзовые отметки, которые, словно шрамы на теле, напоминают о самых крупных наводнениях. 1824-й год — первое по масштабу — тогда вода поднялась на 4 метра 21 сантиметр. Век спустя, 1924-й год — второе сильнейшее наводнение. Вода достигла отметки 3 метра 80 см. До рекорда не хватило совсем чуть-чуть. Но по силе разгул стихии стал, пожалуй, самым разрушительным.
Большая вода сносила все, что встречала на своем пути. Вот что тогда писали в милицейских сводках.
«Одним из пострадавших в период наводнения была всеми известная Академия художеств. В документе указано: «Сорвана железо с карнизов до 60 кв. саженей, мостовые поражены частично, во дворе размыты, на улице залиты все подвальные помещения, пострадали и жилые подвальные помещения, в которых были квартиры с имуществом». Ущерб был нанесен серьезный Академии художеств», — рассказал ведущий архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Андрей Солнышкин.
Уникальные кадры кинохроники, снятые на следующий день. Затопленный Александровский парк и улицы, по которым передвигаться можно только вплавь, на Гороховой собралась детвора, чтобы поглазеть, как откачивают воду из подвалов. А в очередях за керосином и едой люди, то и дело судачат о причинах бедствия. Многие верят, потоп — это кара за очередное переименование города. Ущерб действительно колоссальный. В государственном архиве кинофотофонодокументов хранятся более 300 фотографий с последствиями наводнения.
Большая вода, словно детскую игрушку, выбросила на Дворцовую набережную баржу, стихия повалила вековые деревья и скульптуры в Летнему саду.
«Анна Андреевна Ахматова вспоминала Летний сад: «где статуи помнят меня молодой, а я их помню под невскою водой». Благодаря нашим документам мы сейчас можем увидеть, сколь емкий и точный образ создала поэтесса», — отметила заведующий отделом использования ЦГАКФФД Санкт-Петербурга Екатерина Черноусова.
В Ленинграде в результате замыканий электричества десятки пожаров, не работает телефон, остановился транспорт, под водой Невский проспект, тогда — Проспект 25-го Октября. Там всплыли деревянные бруски мостовых. Вода спадет к утру. Позже главную улицу города заасфальтировали. А правительство задумалось о строительстве дамбы. Затем война, долгие годы восстановления, и только в 80-х к этой задумке вернулись. Это была стройка всесоюзного значения. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть, но потом развал Союза и наконец, в 2011 году, Комплекс защитных сооружений ввели в эксплуатацию.
«Самое опасное наводнение наводнение случилось в первый же год после ввода в эксплуатацию — в 2011 году, тогда уровень мог подняться на 2 метра и 94 см. Тогда, конечно, боевое крещение прошла вся команда и сооружение, поскольку сила волны и удар волн были настолько сильные, что все сооружение гудели», — рассказал заместитель генерального директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Игорь Полищук.
За всю историю Санкт-Петербурга наводнений было больше 300. И причина не в паводках, как думали раньше — виноваты циклоны и приходящий вместе с ними ветер в Балтике. Он нагоняет волну в Финский залив, и, чем сильнее ветер, тем ее больше. Дамба, словно защитница, взяла под свое крыло многомиллионный мегаполис. А значит его жители могут спать спокойно — она спасет Петербург от всех наводнений. Даже тех, что приходят раз в 100 лет.